Владимир Жидкин: проект «Новая Москва» не имеет аналогов

ИСПОЛНИЛОСЬ ПЯТЬ ЛЕТ СО ДНЯ ВКЛЮЧЕНИЯ В СОСТАВ МОСКВЫ ПОДМОСКОВНЫХ ЗЕМЕЛЬ ОБЩЕЙ ПЛОЩАДЬЮ 148 ТЫС. ГА. КОРРЕСПОНДЕНТ ЖУРНАЛА «СТОЛИЧНЫЙ СТИЛЬ» ВСТРЕТИЛСЯ С РУКОВОДИТЕЛЕМ ДЕПАРТАМЕНТА РАЗВИТИЯ НОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ ВЛАДИМИРОМ ЖИДКИНЫМ, ЧТОБЫ ПОБЕСЕДОВАТЬ О РЕЗУЛЬТАТАХ, ДОСТИГНУТЫХ В РЕАЛИЗАЦИИ КРУПНЕЙШЕГО ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА, ОБ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ГИБКОСТИ ВЛАСТЕЙ ГОРОДА И О ДАЛЬНЕЙШИХ ПЛАНАХ ПРЕВРАЩЕНИЯ ПРИСОЕДИНЕННЫХ К МОСКВЕ ТЕРРИТОРИЙ В ПРОЦВЕТАЮЩИЙ КРАЙ, ГДЕ ЛЕГКО ДЫШИТСЯ И ИНТЕРЕСНО ЖИВЕТСЯ


БЕСЕДОВАЛ: ВАЛЕРИЙ МАРКИН



– Владимир Федорович, примите наши поздравления с пятилетием! Еще пять лет назад не было такого названия – «Новая Москва», а сейчас этот проект знают не только в России, но и за рубежом. Живо интересуются: как за столь короткий период времени вырос, по сути, крупный, современный город более чем с трехсоттысячным населением, а в бывшие подмосковные деревни пришло метро… Прямо как в сказке!



– За поздравления спасибо. А сказки… В жизни столь масштабные перемены даются трудом тысяч и тысяч людей. Наверное, строки «мы рождены, чтоб сказку сделать былью» – это и о нас, строителях. Вот и делаем.А известной и востребованной Новая Москва стала благодаря огромной работе тысяч специалистов строительной отрасли, грамотной градостроительной политике столичного правительства. Да и средства массовой информации не обходят новые территории вниманием.



Кстати, сочетание Новая Москва не такое уж новое. Известный в 1920-х годах инженер Сергей Шестаков мечтал расширить территорию столицы до 200 тыс. гектаров, а многие идеи позаимствовал у архитекторов Алексея Щусева и Ивана Жолтовского. В их представлении центр Новой Москвы должен был расположиться в Петровском парке, а Кремль они хотели превратить в музей. В 1938 году режиссер Александр Медведкин снял фильм, который так и назывался «Новая Москва». Правда, на экраны он так и не вышел. И вот, почти сто лет спустя, началось реальное освоение и динамичное развитие присоединенных территорий. По оценке самых авторитетных урбанистов, этот масштабный проект не имеет аналогов не только в России, но и в Европе.



Особенность проекта в том, что развитие Новой Москвы происходит в соответствии с восемью главными принципами: одновременной разработкой всей градостроительной документации, созданием равномерно распределенных по присоединенным площадям 12 точек роста, качественным развитием дорожно-транспортной инфраструктуры, формированием благоприятной экологической среды. Комплексный подход к жилищному строительству и создание объектов социальной инфраструктуры – еще два принципа развития новых районов. И при этом решаются структурные задачи – привлечение инвесторов и создание современного рынка труда.



– Что вы считаете главным достижением первой пятилетки развития новых территорий?



– На мой взгляд, главное то, что люди поверили в Новую Москву. Не в бренд, а в реалистичность реализуемых городом планов. И поехали туда. А комфортное жилье, прекрасные школы и детсады, оснащенные самым современным оборудованием больницы и поликлиники, прекрасная экология, построенные и строящиеся новые дороги – только подтверждают правильность жизненного выбора новоселов. Вместе с жильем люди получили здесь полный набор инфраструктурных объектов. Потому что все эти годы мы не просто строили недвижимость – создавали комфортную среду для жизни людей. А они, как известно, выбирают, где лучше.



Надо подчеркнуть, что по поручению мэра Москвы Сергея Собянина проекты всех новых жилых комплексов и микрорайонов принимаются лишь в том случае, если в них полностью соблюдается принцип комплексной застройки. Кстати, 85% покупателей жилья выбирают Новую Москву для постоянного проживания, а по опросам ВЦИОМ, 35% москвичей готовы сюда переехать. Респонденты отмечают хорошее развитие транспортной сети и низкую стоимость недвижимости, экологическое благополучие, наличие современных соцобъектов. А это означает, что городом были правильно определены градостроительные приоритеты. К слову, жители Новой Москвы и сами являются участниками мегапроекта. Более 30 тыс. их замечаний, пожеланий и поправок поступило в ходе публичных слушаний по проекту Территориальных схем развития ТиНАО. Значимо и то, что развитие идет в соответствии с планами.



С 1 июля 2012 года по сегодняшний день в Новой Москве введено около 10 млн кв. метров недвижимости, 8 млн из которых – жилье, причем четверть – 2 млн кв. метров – приходится на малоэтажное и индивидуальное строительство. И оно востребовано на рынке. Не только ценовой привлекательностью, но и наличием и активным созданием социальной и дорожно-транспортной инфраструктуры. Больше половины территорий – зеленый рай: леса, реки, свежий воздух… Это тоже дорогого стоит.



Также хочу отметить, что ежегодно 4–5 крупных новых объектов в Новой Москве становятся победителями и лауреатами Премии Архсовета Москвы в различных номинациях. Это и жилые комплексы, и образовательные учреждения,и объекты здравоохранения. Проекты школ, детских садов уникальны, качество дорожно-транспортной инфраструктуры – на европейском уровне.



– Инвесторам, как известно, выгоднее строить и продавать жилые дома, не обременяя бизнес социальными объектами. Но на новых территориях они активно их строят, а также создают тысячи новых мест приложения труда… Не могут же они вести дела себе в убыток?



– Верно. Поэтому вторым достижением я бы назвал то, что в Новую Москву, в ее перспективы поверили и инвесторы. Хотя, надо сказать, не сразу. В 2012 году мы столкнулись с ситуацией, когда объем уже утвержденных проектов на этих территориях составлял 16 млн кв. метров. В рамки их комплексного развития такая застройка, «необременительная» с точки зрения соцобъектов, не вписывалась. Потребовались немалые усилия для коренного пересмотра проектов, разумеется, в сторону обязательного возведения соцобъектов при строительстве жилых комплексов.



Экономические законы, безусловно, едины для всех. Но с инвесторами, как показывает наш опыт, работать надо индивидуально и кропотливо, без какого-либо административного давления. И польза должна быть обоюдной. Суть такого партнерства руководство города видит в максимально эффективной работе структур строительного, социального комплекса с целью привлечения инвестиций.



Это сейчас инвесторы проявляют активность при строительстве детских садов, школ, поликлиник, зная, что наличие «социалки» во многом предопределяет растущий спрос на жилье. А пять лет назад они воспринимали такое строительство как непрофильное, а значит, неприбыльное. Сегодня мы констатируем: три четверти социальных объектов в Новой Москве построено инвесторами. Здесь работают 30 девелоперских компаний, «портфель» которых составляет более 8 млн кв. метров недвижимости различного назначения. В общей сложности инвестиции в развитие новых территорий с 1 июля 2012 года составили не менее 600 млрд руб.



– А что из построенного уже служит жителям ТиНАО?



– За прошедшие пять лет в Новой Москве введены 7 объектов здравоохранения, 10 школ, 30 детских садов. Обеспеченность детскими садами здесь высокая – молодых родителей даже приглашают приводить детей. В старых населенных пунктах еще есть небольшие очереди, но и о них скоро забудут. Полностью их ликвидировать помогает городская Адресная инвестиционная программа. В 2017 году будет введено в эксплуатацию 12 детских садов, 3 поликлиники, 4 школы, 1 подстанция «Скорой помощи» и 5 пожарных депо. Всего 20 соцобъектов – это в два раза больше, чем в предыдущем году. Также за эти годы построены 4 современные автомобильные дороги, активно создается инженерная инфраструктура водо-, газо- и энергоснабжения.



– Для достойной жизни еще нужна и работа, обеспечивающая семейный доход. Все ли трудоспособные жители Новой Москвы имеют возможность ее найти? Где и какие специалисты востребованы более всего?



– Специалистами нашего департамента разработана стратегия создания мест приложения труда на присоединенных территориях, учитывающая такие параметры, как прирост жителей, сбалансированная структура занятости и т.д. Так вот, за пять лет в Новой Москве уже создано более 100 тыс. новых рабочих мест к 85 тыс., имевшимся ранее. С учетом перспектив нужны специалисты буквально всех профессий во всех отраслях: от ученых-теоретиков до рядовых рабочих.



Чем больше граждан смогут найти работу в Новой Москве, тем ниже будет нагрузка на транспортную сеть и инфраструктуру. По нашим оценкам, не менее половины жителей ТиНАО смогут работать на этой территории. Мы гордимся нашими драйверами – 12 точками роста Новой Москвы. Одна из таких точек – Коммунарка, на мой взгляд, самая интересная и перспективная, а создаваемый здесь Административно-деловой центр, без сомнения, со временем станет украшением Москвы.



На его территории может быть построено порядка 17 млн кв. метров недвижимости, в том числе 9,6 млн жилья. Здесь будут жить около 200 тыс. человек и работать не менее 180 тысяч. Офисные здания, красивые жилые кварталы, три станции метро, трамвайные линии, почти 50 км внутренних дорог, парковки на более чем 30 тыс. автомобилей, учебный кластер, социальная инфраструктура – все это предусмотрено проектом планировки АДЦ. Это будет город в городе. Там же, в Коммунарке, в поселении Сосенское, начато строительство крупнейшего медицинского комплекса, что даст возможность жителям пользоваться высококвалифицированной помощью. К тому же многие специалисты найдут работу в новых учреждениях.



Важно, что заполняемость созданных рабочих мест достигает 85%. Уже никого не удивляет, что в офисные центры «Комсити», «К22», «Газтехнопарк» люди едут работать и из «старой» Москвы. В нынешнем году мы ввели в эксплуатацию многофункциональный общественно-деловой комплекс в Московском, общественно-торговый центр в деревне Горчаково, крупный офисный центр «Неополис» недалеко от станции метро «Румянцево». Такие объекты и дают людям работу, и облегчают жизнь, потому что уже не надо ради каких-то покупок ехать в центр Москвы.



– Одна из острых проблем исторической Москвы – дефицит парковок. Не перекочует ли эта болезнь в Новую Москву, учитывая масштабы строительства?



– Сегодня парковки закладываются на стадии проектирования жилых комплексов. Мы стараемся исключить стоянки внутри дворов, а сами дворы сделать благоустроенными, с детскими площадками, где люди могут отдыхать «без автомобилей». На текущий год стоит задача увеличить количество парковочных мест в Новой Москве примерно на 7 тыс., ведется строительство как отдельно стоящих гаражей, так и встроенных современных паркингов.



Парковки создаются в местах наибольшего дефицита машино-мест, а также при строящихся торговых, административных, деловых центрах, жилых комплексах. В перспективе до 2035 года на новых территориях предусмотрено строительство более 20 крупных транспортно-пересадочных узлов. Так что, не ожидая возможных проблем, стремимся решать вопрос с парковками заранее.



– Достаточно ли на новых территориях парковых зон, объектов, спортивного, культурного назначения или с этим придется подождать?



– Сегодня на территории ТиНАО действуют 38 библиотек, 29 клубов, 18 учреждений дополнительного образования,7 музеев: ФГУК «Музей Остафьево «Русский Парнас»; ФГКУ «Государственный мемориальный музей Б.Ш. Окуджавы»; Музей галерея Е. Евтушенко; Дом-музей К.И. Чуковского; Дом-музей Б.Л. Пастернака, Троицкий краеведческий музей и Музей истории усадьбы «Щапово».



На II квартал 2017 года запланирован ввод в эксплуатацию дворца культуры «Киевский» в одноименном поселении. В Московском совместно с инвесторами построим большой стадион с трибунами, раздевалками, дополнительными помещениями. Половину площади ТиНАО занимают леса – почти 75 тыс. га. Весь лесной массив, так же как и водоемы, будет сохранен и приведен в порядок. За минувшие годы здесь уже создано пять крупных парков, а скверы и аллеи предусмотрены во всех жилых комплексах.



– Обеспечивает ли развитие новых территорий дорожно-транспортная инфраструктура?



– До 2021 года в ТиНАО построят более 165 км дорог: в 2017-м – 30,9 км, 2018-м – 61,33 км, 2019-м – 40,07 км, 2020-м – 16,7 км, 2021-м – 16,26 км. Уже в ближайшее время введут автодорогу Боровское шоссе – деревня Ботаково,а до конца года – от Бутово до дороги Коммунарка – Остафьево. Всего в настоящее время строятся семь дорог общей протяженностью 66,9 км, а также два подземных пешеходных перехода и эстакада. На всем протяжении автодорог будут устроены тротуары и уличное освещение в соответствии с нормами проектирования для городских улиц Москвы.



– Можно представить, хотя бы в общих чертах, какой станет Новая Москва к 2035 году?



– Ну почему же в общих? Основополагающие документы – Генеральный план Москвы и принятые Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) дают нам возможность развивать новые территории в 20-летней перспективе. Жители получат в пользование 125 объектов здравоохранения, 320 детских садов, 170 школ, 700 спортивных объектов и 86 парков. Будет осуществлено масштабное строительство объектов внеуличного транспорта.



В планах – 72 км линий с более чем 20 станциями метро, включая продление Сокольнической и Калининско-Солнцевской линий, а также строительство новых, одна из которых соединит поселение Рязановское и районы Южного округа столицы, а другая свяжет поселения Десеновское, Филимонковское, Сосенское со станцией Третьего пересадочного контура «Улица Новаторов».



К 2035 году население Новой Москвы достигнет 1,5 млн человек, здесь будет создано 1 млн рабочих мест, построено 700 км дорог. Кроме того, Генплан предусматривает развитие инженерной инфраструктуры, а также экологические мероприятия и меры по сохранению объектов культурного наследия. Суммируя наши достижения и говоря о планах, скажу: сделать нам предстоит больше, чем сделано. Но у меня нет никаких сомнений: Новая Москва будет настоящим краем для комфортной жизни, плодотворного труда и полноценного отдыха.