Марат Хуснуллин: время «каменных джунглей» прошло

Цель градостроительной политики правительства Москвы – комплексное, сбалансированное развитие территорий и создание новых городских центров. Главным драйвером полицентричной модели является увеличение объемов и темпов транспортного строительства. О том, какой должна быть структура современного города, чтобы сделать жизнь горожан более комфортной, и чего удалось добиться российской столице на этом пути, рассказывает заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политикии строительства Марат Хуснуллин


БЕСЕДОВАЛА: ИРИНА БОГДАНОВА



– Марат Шакирзянович, как выглядит наша столица на фоне других мегаполисов мира?



– Москва сохраняет устойчивую динамику развития и высокие рейтинги по ряду ключевых показателей. Рейтинговые агентства изучают и сравнивают Москву с крупнейшими мегаполисами мира по 37 комплексным показателям – развитию улично-дорожной сети и общественного транспорта, благоустройству, строительству жилой и коммерческой недвижимости и др. Авторитетное агентство Price Waterhouse Coopers признало, что Москва по уровню социально-экономического развития занимает 2-е место среди 20 крупнейших агломераций мира; впереди только Пекин.



Наш город вошел в десятку агломераций и по эффективности развития, заняв 6-е место, а лидером стал Нью-Йорк. Москва занимает 2-е место после Берлина по плотности сети рельсового транспорта, демонстрирует высокие темпы и объемы дорожно-транспортного строительства, находясь на 2-м месте в мире после Шанхая, оставляя позади Лондон, Пекин, Токио, Берлин. 2-е место у Москвы по развитию общественного транспорта, на который приходится 67% пассажиропотока; нас опережают только Мехико и Гонконг.



Самым главным градостроительным достижением мы считаем снижение уровня загруженности улично-дорожной сети – только за последние 4 года он снизился на треть – с 57% до 44%, а среднее время в пути сократилось на 5 минут. Наш город признан одним из самых зеленых в мире: по обеспеченности зелеными насаждениями на душу населения мы обогнали и Нью-Йорк, и даже Лондон, традиционно считавшийся самым зеленым городом.



– Какие тренды в организации городского пространства актуальны для Московской агломерации?



– Самый главный тренд – полицентрическое развитие территорий с целью превращения Москвы в город, комфортный для жизни, работы и отдыха. Высшее достижение урбанистики – организовать городское пространство так, чтобы люди тратили как можно меньше времени на дорогу на работу и обратно. Вот почему мы приняли и реализуем три главных решения.



Во-первых, создаем разветвленную транспортную сеть: активно строим метро, в прошлом году запустили МЦК, теперь занимаемся его дальнейшим обустройством, строим новые и реконструируем автодороги, развязки, искусственные сооружения.



Во-вторых, создаем рабочие места на периферии, чтобы москвичи получили возможность работать ближе к местам проживания. Основными ресурсами для этого стали бывшие промзоны и Новая Москва. Именно там формируется до 60% рабочих мест и вводится до 50% всей московской недвижимости.



В-третьих, создаем открытые общественные пространства, включая пешеходные зоны, сеть велосипедных дорожек, чтобы сделать Москву удобной и комфортной для прогулок, а историческую часть города развиваем как культурное «ядро», отказавшись от размещения здесь офисов в пользу гостиници апартаментов для туристов.



– В планах на 2017 год – строительство рекордного количества станций метро, три из которых уже открыты. Какие на очереди?



– Напомню, что за 6 лет мы построили и ввели в эксплуатацию почти 40 км линий метрополитена. В 2010 году протяженность подземки составляла 300 км, то есть прирост составил более 10% от того, что было построено за 75 лет. Плюс только в 2017 году прирастет еще 40 км линий, то есть за один год больше, чем за прошедшие 6 лет. Метро строим ударными темпами. В марте для пассажиров открылись три новые станции Калининско-Солнцевской линии: «Минская», «Ломоносовский проспект» и «Раменки», а до конца года планируем ввести еще 16.



Во-первых, это первые 5 станций Третьего пересадочного контура (ТПК) – от «Делового центра» до «Петровского парка», где фактически завершена отделка, ведется наладка и тестирование энергооборудования. Участок сложный, с тяжелыми грунтами; к тому же пришлось «повоевать» с последствиями сильнейших летних ливней, но с трудностями справляемся. Для пассажиров запустим его уже осенью.



Во-вторых, достроим 15-километровый участок Калининско-Солнцевской ветки – от «Раменок» до «Рассказовки» с 7 станциями. Работы идут в очень хорошем темпе, степень готовности высокая. После завершения строительства эта линия станет второй (после Сокольнической), которая придет на новые территории, а в перспективе мы намерены продлить ее до Внуково.



В-третьих, достроим участок Люблинско-Дмитровской линии – от «Петровско-Разумовской» до «Селигерской», на котором будет три новые станции.В дальнейшем продлим эту ветку до платформы Лианозово, где можно будет удобно пересесть на железную дорогу. В перспективе она дойдет до района Северный.



И, наконец, в этом году метро придет в Ховрино – одноименная станция станет конечной на северо-западном участке Замоскворецкой линии. Там же будет построен современный ТПУ, который объединит пассажиропотоки сразу трех видов транспорта – рядом построят железнодорожную платформу «Ховрино-2» и новую автобусную станцию.



– Известно, что на строительстве ТПК к работам приступили китайские специалисты. Что они будут возводить?



– Китайская корпорация CRCC построит три станции метро – «Аминьевское шоссе», «Мичуринский проспект» и «Проспект Вернадского» плюс тоннельные перегоны длиной 4,6 км на ТПК.

В Москву они привезли самых опытных строителей и проектировщиков, а также собственное оборудование, включая тоннелепроходческий щит. За 3 года станции должны быть полностью готовы. Все они будут оборудованы лифтами, без которых мы станции сейчас не строим, а под землю будет проникать дневной свет, что сделает их более светлыми и экономичными в эксплуатации. В китайском метро, кстати, такой прием достаточно широко распространен.



Для Москвы опыт Китая очень ценен: работают там не только очень быстро, но и качественно. Все, кто пользовался услугами пекинского метро, это подтвердят. Интересен и опыт Китая по возведению транспортно-пересадочных узлов. Надеемся, что сможем его использовать при строительстве ТПУ на станции «Мичуринский проспект», которая будет соединена со строящейся одноименной станцией Калининско-Солнцевской линии.



– Какие масштабные «дорожные» проекты реализуются сегодня?



– Еще раз повторюсь, Москва остается в числе мировых лидеров по темпам и объемам дорожного строительства: за 6,5 года темпы выросли в 4 раза, а инвестиции – в 3 раза. Всего построено и реконструировано 585 км дорог, что увеличило общую протяженность улично-дорожной сети на 12,5%. Учитывая высокий уровень автомобилизации, наша задача – строить и реконструировать не менее 100 км дорог в год. В 2015 году мы ввели более 100 км, в 2016-м достигли рекордного объема – 116,7 км, в планах на 2017 год – ввод 115 км дорог.



Все основные дорожные стройки практически завершены – реконструированы все основные развязки на МКАД и вылетные магистрали. Из крупных проектов продолжается строительство Северо-Восточной хорды и Северо-Западной хорды, Южной рокады. Плюс реконструируем Калужское шоссе: первый этап – от МКАДа до Сосенок – уже пройден, сейчас идет второй – до ЦКАДа. По Северо-Западной хорде основные участки уже открыты для движения, а полностью все работы завершатся к 2019 году. Северо-Восточная хорда будет готова примерно в это же время, возможно, лишь частично работы перейдут на 2020 год.



Очень активно идут работы на участке от платной дороги Москва – Петербург с продлением от Бусиновской развязки до Дмитровского шоссе, запустим его в будущем году. И в начале следующего года приступим к прокладке последнего участка этой магистрали, который соединит Ярославское и Дмитровское шоссе.В этом году начнется еще одна крупная стройка – Южный дублер Кутузовского проспекта, который соединит ТТК с МКАД. Завершить эти работы планируем максимум в течение полутора лет.



– Сколько домов включено в Программу реновации с учетом голосования жителей? В какую сумму она оценивается?



– В перечень домов, подлежащих реновации, включено 5144 многоквартирных дома общей площадью около 16 млн кв. метров, в которых проживает более 1 млн человек. 4062 дома вошли в Программу реновации по итогам голосования в центрах госуслуг «Мои документы» и в системе «Активный гражданин», 1082 дома – по итогам общих собраний собственников помещений.



Что касается финансирования программы, оно будет осуществляться из городского бюджета. На эти цели предусмотрено ежегодно выделять 90–100 млрд руб. в течение трех лет. Мы формируем бюджет на три года вперед и видим такую возможность. В целом же столь масштабная программа, рассчитанная до 2032 года, потребует порядка 3,5 трлн руб.



Уже создан Фонд содействия реновации жилья, и при нем сформирован Попечительский совет, который возглавил мэр города Сергей Собянин. В него также вошли депутаты, представители общественных палат, надзорных органов и Минстроя России. Фонд будет заниматься строительством новых кварталов и сносом вошедших в программу домов. В перспективе излишки квартир сможет выставлять на продажу, а все средства от продаж возвращать снова в программу, и на эти деньги строить следующие дома для переселенцев. То есть фонд как самоокупаемая структура сможет вести строительство независимо, будут к тому времени деньги в бюджете или нет.



– Планируется ли привлекать инвесторов к Программе реновации?



– С самого начала мы определились, что реализовывать ее будем сами, силами города, без какого-либо участия частного бизнеса. Так что инвесторов привлекать к ней не планировали и не планируем. Объясню, почему. Та программа, которая реализуется в Москве вот уже 18 лет, как раз и стала проблемной, когда грянул кризис 2008–2009 годов, из-за того, что значительная часть кварталов была отдана частным инвесторам на откуп. Там, где были стартовые площадки, они быстро снесли старые дома и построили новые, да и рынок был «высокий», а когда начал «падать», сложные кварталы были полностью брошены, и их пришлось достраивать за счет города.



Более того, в 2009 году поменялось законодательство, то есть без аукциона передавать землю инвесторам было нельзя, и к 2010 году программа забуксовала. Поэтому в 2011 году было принято решение 20 инвестконтрактов из 26 прервать, 6 оставить инвесторам, а это примерно 20%, остальное взять на себя.



Когда речь зашла о новой программе, было решено выполнять ее силами города, без участия частного бизнеса. Хочу подчеркнуть, что перед городом не стоит задача получить прибыль на этой программе, главная цель – улучшить жилищные условия сотен тысяч москвичей. Дать им не только новое и современное жилье, но и комфортную и удобную городскую среду. Так что программа реновации – исключительно социальная, и я глубоко убежден в том, что для москвичей она является абсолютным благом.



– Когда может начаться переселение жителей пятиэтажек?



– Мы сейчас ведем серьезную работу по формированию очередности и порядка расселения домов. Надо увязать массу строительных и организационных вопросов. Думаю, что до конца года уже сможем начать процесс переселения, потому что у города есть в собственности квартиры, построенные по другим социальным программам, которые завершены, и это жилье может быть использовано для переселения.



– Что это за квартиры и где они находятся?



– Это строящиеся и уже построенные дома по другим социальным программам, которые город реализует за свой счет. Хочу еще раз подчеркнуть: речь идето квартирах, находящихся на балансе города. Часть из них – в ведении Департамента городского имущества, а часть, порядка 3,6 тыс. квартир общей площадью почти 203 тыс. кв. метров, – на балансе Казенного предприятия «Управление гражданского строительства». И расположены они как раз в районах, планируемых под реновацию. Не в каком-то отдельном районе, а равномерно распределены по городу. Сейчас мы изучаем эти квартиры на предмет квартирографии, соответ-ствия нормам, прописанным в новом законе. Те, которые подойдут, будем предлагать людям для переселения.



Где будут строиться новые дома, сколько подобрано площадок?



– Что касается стартовых площадок для строительства новых домов, то их поиск был делом непростым. Это гигантский труд – найти потенциально возможные участки в условиях плотной застройки. Но мы проделали эту работу, буквально «прочесали» весь город и подобрали примерно 300 площадок с потенциалом строительства 4,5 млн кв. метров. Конечно, не все они свободны, где-то даже потребуется изменить градостроительное решение, но факт остается фактом: на четверть Программы реновации земельные участки мы уже имеем.



И этого достаточно, чтобы поднять первую волну переселения, то есть начать строить и переселять людей. Площадки есть практически во всех районах, где жители проголосовали за участие в программе. И все, кто делает выбор в пользу равнозначной квартиры в новом доме, гарантированно, в соответствии с законом, останутся жить в своих районах, причем 90% жителей, и это мы можем сказать точно, – в пределах тех же кварталов, где они проживают сегодня.



Строительство новых домов будет начинаться по мере готовности градостроительной документации. Полностью проекты планировок всех площадок необходимо будет утвердить до 1 августа 2019 года. Общая площадь территорий, которые будут затронуты реновацией, составляет порядка 14,8 тыс. га, а это около 30% жилых территорий города.



– Какие дома будут строиться для переселенцев?



– Мэр Москвы поставил ключевую задачу – не просто дать москвичам взамен отживших свой век хрущевок комфортное современное жилье, а создать абсолютно новую городскую среду, – дружелюбную, открытую, проницаемую, удобную для всех, радующую глаз. Кварталы в рамках Программы реновации будут проектироваться в соответствии с нормами обеспеченности людей необходимой инфраструктурой, а это детские сады, школы, поликлиники. Все они будут благоустроены, оборудованы детские площадки, высажены новые парки, скверы.



Уже определены 20 финалистов конкурса на разработку концепции застройки 5 экспериментальных площадокв разных районах города, где жители всех домов проголосовали за участие в реновации. По результатам их работы мы выберем 5 проектов, которые будут реально воплощаться в жизнь. Вместо «хрущоб», уродующих город, построим кварталы преимущественно монолитных домов с индивидуальным архитектурным дизайном. До 70% новых домов будут монолитными и порядка 30% – панельки, но улучшенных, модернизированных серий. Дома будут возводиться по самым высоким стандартам, в том числе с точки зрения энергоэффективности, то есть не будут «терять» тепло.



Сами кварталы будут «проницаемыми», а не «глухими», как повелось еще с советских времен. При проектировании мы сделаем дорожки, которые будут играть две роли: первая – дают проницаемость и связи со смежными районами, вторая – ночью работают как парковки. По сути, появляется возможность разрядить напряженную ситуацию с парковками, которых в столице не хватает. Мы уже посмотрели конкретные кварталы, подсчитали, и получается, что территорий под парковки будет в два раза больше. Там же, где это возможно, построим многоуровневые паркинги.



Современный подход к планировке кварталов позволит решить еще одну проблему – повысить коэффициент пешей доступности. Первые этажи домов будут нежилыми, что позволит создавать дополнительные рабочие места – то есть часть жителей смогут жить и работать в своем районе, добираясь из дома на работу и обратно пешком. А если увеличится коэффициент пешей доступности – значит, уменьшится трафик.



– А какими будут квартиры?



– Отмечу, что мы будем предоставлять переселенцам на выбор по три квартиры, при этом все они будут соответствовать высочайшим стандартам качества и отделки. Самое главное – общая площадь квартир будет больше за счет увеличения площади мест общего пользования, при этом жилая площадь гарантированно будет не меньше, чем в нынешнем жилье. Выгода очевидна – и жилищные условия лучше, и рыночная стоимость значительно выше. Плюс в доме обязательно будет лифт и мусоропровод. Для людей с ограниченными возможностями предусмотрены более широкие дверные проемы, специально оборудованные ванная комната и санузел, а также другие удобства.



Отделка квартир будет комфорт-класса, и эта инициатива мэра уже закреплена в городском законе в качестве одной из обязательных гарантий. Чтобы человек сразу смог заехать и жить. В отделке будут применяться современные отечественные отделочные материалы. Если прежний городской стандарт отделки квартир составлял около 7,2 тыс. руб. за 1 кв. метр, то по новому стандарту будет выделяться более 11,1 тыс. руб. Кстати, уже сейчас все желающие могут посмотреть стандарты отделки, которые будут применяться в рамках программы реновации. Альбом с этой информацией есть в Интернете в открытом доступе.



В рамках Московского урбанистического форума мы представили шоу-рум, куда каждый мог зайти и посмотреть проекты планировки 1-, 2- и 3-комнатных квартир, что вызвало колоссальный интерес у москвичей. Все желающие могли увидеть квартиры с отделкой по новым стандартам, посмотреть, как выглядит двор, какое благоустройство.В ближайшее время такие шоу-румы мы откроем во всех районах Москвы, где будет идти программа реновации.



– Сколько пятиэтажек осталось снести в рамках действующей программы?



– Эта программа сейчас на завершающей стадии, выполнена на 97%. Она включала 1722 дома общей площадью 6,3 млн кв. метров, в которых проживало порядка 160 тыс. семей (400 тыс. человек). С 2011 года снесено 367 домов, из которых только с начала этого года – 27 пятиэтажек, причем 24 – за счет города и 3 – за счет инвесторов. На сегодняшний день осталось снести 51 пятиэтажку площадью 216 тыс. кв. метров. Анализируя эту программу, можно сказать, что подавляющее большинство жителей довольны переездом, поскольку реально улучшили свои жилищные условия.



– Какие из проектов парков и общественных пространств, создаваемых в городе, вы могли бы отметить особо?



– Важнейшие градостроительные решения реализуются на территориях, прилегающих к Москве-реке, проект развития которой предусматривает создание 120 км благоустроенных набережных, 20 км из которых уже проектируется, 40 общественных порталов – центров отдыха и активности – и строительство 24 новых мостов. Уникальные проекты – это два парка мирового уровня, также расположенные в непосредственной близости к Москве-реке, – «Зарядье» и «Остров мечты».



Возведение у самых стен Кремля ландшафтного парка «Зарядье» – реализация самого масштабного проекта не только по столичным, но и по мировым меркам. «Зарядье» станет еще и первым крупным парком, созданным в Москве за последние полвека. Общая площадь строящихся объектов составит свыше 77,9 тыс. кв. метров, включая здание филармонии, а посещать парк ежегодно будут 12 млн человек. Это место станет визитной карточкой столицы, а открытие парка – еще и превосходным подарком жителям и гостям столицы к ее 870-летнему юбилею.



Детский всесезонный парк развлечений «Остров мечты», строящийся в Нагатинской пойме на участке в 92 га, – крупнейший в Европе и первый в России, который ежегодно смогут посещать 4 млн человек. Инвесторы работают активно, и через 1,5 года первая очередь парка может быть введена в эксплуатацию.



– Какова готовность Москвы к чемпионату мира по футболу  2018 года?



– Москва уже сегодня готова принять столь масштабное событие мирового значения, как чемпионат мира по футболу. Недавно стадион «Открытие Арена» («Спартак») принимал игры Кубка конфедераций. И представители ФИФА, и спортсмены, и болельщики отметили высокое качество объекта, прекрасные условия для проведения соревнований самого высокого уровня.



Завершена реконструкция главного объекта мундиаля 2018 года – Большой спортивной арены «Лужники». Без преувеличения могу сказать, что это была самая масштабная и сложная с технической точки зрения реконструкция в истории, потому что перед нами стояла задача сохранения исторического облика легендарного стадиона. И нам удалось с ней справиться, уложиться и в сроки, и в бюджет. Обновленный стадион «Лужники» является одной из самых современных спортивных арен, построенных за последние годы, а по соотношению цены и качества, это вообще один из самых удачных и успешных спортивных проектов в мире.



Очень важно, что к процессу подготовки города к ЧМ-2018 подключились инвесторы. Собственно, стадион «Открытие Арена» построен их силами. Завершается строительство стадиона «Динамо», и хотя он и не будет принимать матчи чемпионата, тоже станет одним из самых современных стадионов страны.



Проведение мундиаля серьезно ускорило развитие гостиничной инфраструктуры в Москве, которая долгие годы отставала от других столиц и крупных городов мира. За 6 лет произошел настоящий гостиничный бум: построено и открыто 42 отеля на 7 тыс. номеров. До конца 2018 года город прирастет еще 27 новыми гостиницами, причем 12 из них будут открыты в I полугодии, то есть их услугами смогут воспользоваться и гости, которые приедут на ЧМ-2018. А в 2019 году в Москве появится еще 49 отелей более чем на 7,7 тыс. номеров.



Нет никаких сомнений в том, что Москва справится с проведением чемпионата мира по футболу. И главным его наследием мы считаем серьезный прорыв в развитии спортивной, гостиничной и транспортной инфраструктуры и благоустройстве городских территорий.