ПРАДИГМА СОБЯНИНА

В ГОД СВОЕГО 870-ЛЕТИЯ МОСКВА СТАЛА ЕЩЕ БОЛЕЕ КРАСИВОЙ И КОМФОРТНОЙ. ЗАЛОГОМ ТОМУ – РЕАЛИЗАЦИЯ 16 ГОРОДСКИХ ПРОГРАММ, КОТОРЫЕ ПОСТОЯННО НАХОДЯТСЯ НА КОНТРОЛЕ МЭРА МОСКВЫ СЕРГЕЯ СОБЯНИНА И ЗАТРАГИВАЮТ ВАЖНЕЙШИЕ СТОРОНЫ МЕГАПОЛИСА – СТРОИТЕЛЬСТВО МЕТРО И СОЗДАНИЕ ПАРКОВОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА, БЛАГОУСТРОЙСТВО ДВОРОВ И РЕКОНСТРУКЦИЮ ДОРОГ, УЛУЧШЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ. И ПРИ ЭТОМ ГОРОД НАХОДИТСЯ В ПОСТОЯННОМ ДИАЛОГЕ СО СВОИМИ ЖИТЕЛЯМИ БУКВАЛЬНО ПО ВСЕМ ВОПРОСАМ ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ, ЧТО ОСОБЕННО ЯРКО ПРОЯВИЛОСЬ ПРИ ОБСУЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РЕНОВАЦИИ. ЛЮБЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВОЗМОЖНЫ ТОЛЬКО С УЧЕТОМ МНЕНИЯ МОСКВИЧЕЙ, КОТОРЫЕ СЕГОДНЯ СТАЛИ ПО-НАСТОЯЩЕМУ АКТИВНЫМИ ГРАЖДАНАМИ



 


ТЕКСТ: ЖАННА АВЯЗОВА

За минувшие два года количество обращений жителей Москвы в приемную президента России сократилось в несколько раз, и во многом благодаря тому, что большинство из них решают свои проблемы через интерактивный городской портал «Наш город». Успешно действуют механизмы обратной связи правительства столицы с москвичами и во многих других областях жизни общества.
«Ни один регион, ни большой, ни маленький, тем более такие мегаполисы, как Москва, не могут управляться эффективно без взаимодействия с самыми различными институтами гражданского общества», – убежден глава города. В настоящее время в Москве функционируют десятки тысяч некоммерческих организаций, которые в постоянном режиме взаимодействуют с органами государственной власти города и местного самоуправления.
Особую роль в этом диалоге традиционно играют профсоюзы, а также ветеранские организации города, которые объединяют более 2 млн человек. «В Москве и федеральные, и региональные организации, представляющие деловое сообщество, выстраивают диалог с обществом по самым сложным вопросам, которые волнуют горожан. Это такие организации, как «Деловая Россия», Московская торгово-промышленная палата и ряд других», – отмечает мэр Москвы.
Но для любого современного города недостаточно традиционных форм взаимодействия с гражданскими институтами. Для успешной работы администрации города необходимо было создать коммуникационную интернет-площадку, где заинтересованные горожане могли бы обсуждать актуальные городские проблемы, выстраивать диалог с людьми, принимающими решения, обмениваться информацией в интерактивном режиме. Чем шире такая площадка, чем теснее интерактивное взаимодействие между горожанами и чиновниками, тем эффективнее будет обратная связь и, соответственно, решение реальных городских проблем.

Не просто «Книга жалоб»
В активе мэра Москвы – наработки, используемые в процессе выстраивания диалога с обществом. «В Москве применен ряд инновационных решений в этой области. Два года тому назад мы запустили проект «Наш город». В этой работе сегодня принимают участие 740 тыс. горожан. Этот портал не просто книга жалоб, а площадка для интерактивного общения с жителями столицы. Сегодня 80% городских проблем решаются через этот портал», – говорит Собянин.
Запуск уникальной системы обратной связи, такой как онлайн-проект «Активный гражданин», предоставил возможность оперативно реагировать на проблемы горожан по большинству актуальных вопросов, касающихся организации общественного пространства, архитектурной, инфраструктурной и социальной политики. Благода-ря этому Сергей Собянин может рассчитывать на помощь социально активных граждан в реализации полезных и нужных городу проектов.
Расчет сделан на то, что любой житель, зона комфорта которого не ограничивается только его квартирой, задумывается, как сделать лучше свой двор, улицу или район. Когда подобными вопросами начинает активно интересоваться каждый восьмой человек в городе, эти люди могут улучшить многое в городе. Ведь у проекта уже почти 1,9 млн зарегистрированных участников.
Различными органами исполнительной власти города инициировано и проведено около 2,7 тыс. голосований, по итогам которых более 1,5 тыс. решений уже реализованы, а по остальным продолжается работа. При этом столичные власти гарантируют, что каждый вопрос, который был задан людям и получил одобрение большинства, найдет отражение в жизни города. Особенно наглядно это проявилось при подготовке к реализации Программы реновации.

Квартирная революция
Реакция мэра на требования горожан, прозвучавших на «народных сходах» по поводу объявленной программы реновации, была не то что оперативной, а буквально стремительной: вечером того же дня, когда москвичи вышли на улицу с плакатами как «за», так и «против» программы, Сергей Собянин написал на своей странице соцсети «ВКонтакте»: «Внимательно отнесемся ко всем содержательным заявлениям, прозвучавшим на митингах в Москве по программе реновации, в том числе противников программы. В ходе работы над проектом мнения москвичей будут максимально учтены».
Сергей Собянин встретился с членами Общественной палаты Москвы, где также выслушал самые разные, в том числе и не слишком лестные, мнения о деталях проекта. Градоначальник поблагодарил людей за откровенность и взял замечания в работу: «Я не только не возражаю – я прошу, чтобы Общественная палата активно подключилась. Было бы очень здорово создать нечиновничий штаб, который обеспечивал бы контроль над ходом реализации программы и куда можно обращаться со всеми возникающими в этой связи вопросами».И тут же начал работать Общественный штаб по контролю за реализацией программы реновации жилищного фонда и открылась горячая линия, на которую могут обращаться горожане. Общественная палата, со своей стороны, пообещала внимательно следить за ходом голосования жителей за снос их домов и переселение, а затем контролировать и все последующие стадии реализации проекта. Не вдаваясь в детали программы, в ее проблемы и сложности, которых не может не быть по определению, нельзя не заметить, что, столкнувшись с рядом непростых социальных вопросов, градоначальник быстро и грамотно их решает, корректируя дальнейшие направления действий в соответствии с общественным мнением.
Сергей Собянин оперативно предпринял ряд шагов для исправления варианта законопроекта, принятого Госдумой в первом чтении. Первым шагом было обращение в правительство РФ с просьбой внести в проект закона поправки, снимающие основные претензии граждан к документу.
Вторым эффективным шагом стало внесение в Мосгордуму проекта «Закона о гарантиях», который столичные депутаты сразу же приняли, не дожидаясь федерального документа. Возможно, сделано это было в некоторой спешке, но в данном случае она оправдана – то, что было озвучено, успокоило многих москвичей. Ведь этот закон дает переселенцам не просто обещания, а законодательную поддержку, удостоверяющую их права.
Люди решали сами, попадет или нет их дом в программу реновации. И при этом знали, что из программы можно выйти буквально на любом этапе. А если нужны дополнительные метры – пожалуйста, город даст субсидию. Если же кто-то хочет получить денежную компенсацию, город выкупит квартиру по ры-ночной стоимости. И больше не стоит опасаться, что кого-то принудительно выселят – закон этого не позволит.
Гарантии даются по переселению в том же районе, по качеству жилых помещений и содействию в переезде. Более того, беспрецедентные полномочия получают не только собственники жилых помещений, но и наниматели по договорам соцнайма. Город передает им право распоряжаться этой недвижимостью – впервые в истории современной России.
Между тем столичный градоначальник понимает, что по мановению волшебной палочки «квартирная революция» не произойдет. И тем не менее, «ввязывается в бой» с уверенностью, что получит результат, востребованный населением. Весьма показательный пример понимания главой мегаполиса своей ответственности перед людьми и обществом.
Безусловно, программа реновации беспрецедентна по своим масштабам: в нее вошли 5144 дома общей площадью около 16 млн кв. метров, то есть в новые квартиры с отделкой согласно принятым стандартам переедут более 1 млн москвичей. И главное – определены стартовые площадки для переселения жителей, а это означает, что снос домов может начаться уже в этом году.

Пешеходные километры
Не могло не остаться незамеченным и обустройство центра столицы по программе «Моя улица». Положительных оценок этой работы в социальных сетях и блогосфере все больше, причем москвичи размещают фотографии улиц до ремонта и после, описание походов в обновленные летние кафе, свой отдых в парках, сопровождаемый хорошим настроением и ощущением доброжелательного городского пространства. После благоустройства число пешеходов на центральных улицах возросло от двух до четырех раз. Более 50 млн человек стали в этом году участниками фестивалей «Московские сезоны».
По решению участников проекта в городе появились широкие тротуары, дополнительно посажено несколько тысяч деревьев, стали доступны новые места отдыха. Зелени стало намного больше – и в парках, и во дворах. За время программы изменился каждый четвертый двор, где участники посадили свыше 440 тыс. деревьев и кустарников. В этом году продолжится озеленение в рамках программы «Моя улица»: будет высажено более 4 тыс. деревьев и 100 тыс. кустарников. Это липы, клены, рябины, вязы, декоративные плодовые деревья. Кроме того, деревья высаживаются и в рамках программы «Миллион деревьев».
После консультаций с активными горожанами чиновники сформировали реальную картину потребностей города в занятиях спортом и активным отдыхом. К примеру, за создание велодорожек проголосовали 86% участников проекта.
По их пожеланиям был организован и велопрокат, услугами которого уже воспользовались более 1 млн человек. Теперь можно взять велосипед, например в Сокольниках, а вернуть в каком-нибудь другом городском парке. И платить удобно – в терминале или в мобильном приложении.
В 2017 году перед московскими властями стоит задача продолжить реконструкцию 89 городских территорий, а это улицы, бульвары, набережные и площади, благоустроить 86 парковых территорий, включая как крупные городские парки, так и парки «по месту жительства», а также привести в порядок более 3 тыс. московских дворов. Только так новые и трансформированные общественные пространства могут раскрыть свой потенциал для жителей города и его гостей, а также и для инвесторов.
Политика открытости в градостроительной сфере, которой мэр Москвы Сергей Собянин следует вот уже несколько лет, способствует формированию общественной дискуссии и по вопросам архитектурного облика нашего города. Важнейшие городские решения принимаются открыто. Граждане выбирали дизайн станций метро, лучшие архитектурные объекты столицы и проекты благоустройства улиц.

Обсуждаем непопулярные проблемы
Существуют вопросы, решение которых возможно только в условиях привлечения всех социальных институтов и граждан. К примеру, одной из актуальных сторон обратной связи с горожанами становится обсуждение и таких сложнейших проблем, как транспортная.
С учетом мнений горожан в столице ведется сужение или расширение дорог, изменяются маршруты общественного транспорта, а также вводятся платные парковки, хотя меры эти болезненные и непопулярные, хотя и необходимые. Тем не менее в столице она смягчена тем, что мэрия не расширяла зону платных парковок, не посоветовавшись с горожанами. При этом обязательно проводился анализ приоритетов развития, были разработаны ключевые параметры, индикаторы, характеризующие городскую ситуацию.
Многие транспортные проекты дорабатываются с помощью горожан через онлайн-сервис «Активный гражданин». Благодаря этой системе вводятся новые маршруты, более удобной становится навигация, проводится благоустройство вестибюлей станций метро и МЦК. В результате транспортная система Москвы функционирует более эффективно.
Систему диалога с горожанами мэрия наладила также через контакт-центр «Московский транспорт», куда только в прошлом году поступило более 2,5 млн обращений, связанных с работой городского транспорта. К примеру, после запуска новой сети наземных маршрутов «Магистраль» было получено много отзывов о ее работе, оказавшейся востребованной у пассажиров. По просьбам жителей, в 2017 году продолжилась работа по совершенствованию этой сети, увеличился подвижной состав и количество остановок.
В рамках реформы общественного транспорта в мэрии мониторили замену подвижного состава на коммерческих автобусных маршрутах и возможность проезда в них по льготным проездным билетам. Чиновники получили много обращений от горожан, но в большинстве своем они были связаны с тем, что изменения в работе частных перевозчиков стали для многих неожиданными.
Внедрение новой модели работы наземного транспорта позволило привлечь около 10 млрд руб. частных инвестиций в обновление подвижного состава и модернизировать не менее 4,5 тыс. рабочих мест, сделав работу на коммерческих автобусах привлекательной не только для мигрантов, но и для россиян. Долгожданным событием для многих москвичей стало то, что мэрия взяла курс на строительство новых трамвайных линий и замену подвижного состава, ремонт трамвайных переездов. Эта деятельность нашла благоприятный отклик у народных экспертов.
Грамотная информационная политика мэра и его команды, гибкая реакция на запросы горожан дает свои результаты. Недавно Москва стала обладателем транспортной премии Traffic Index Awards от компании TomTom «За вклад в развитие парковочного пространства». После ввода современной системы управления парковками в городе время поиска парковочного места уменьшилось на 65%. По итогам 2016 года в мировом рейтинге городов с самыми большими заторами Москва опустилась с 5-го места, которое занимала в 2015-м, на 13-е. По оценкам специалистов TomTom, улучшению позиций способствовали меры, принимаемые правительством города: внедрение интеллектуальной транспортной системы, комплексной схемы организации дорожного движения, а также организация парковочного пространства.

***
Признание общественности в качестве равноправного партнера стимулирует сотрудничество между отдельными гражданами, государством и бизнесом, что является ключевым условием устойчивого развития такого уникального мегаполиса, как Москва. И конечно, фактор развития гражданского общества – важный показатель общественной поддержки мэра, той парадигмы, принятой им в качестве модели решения проблем с участием населения. У Сергея Собянина есть официальные аккаунты в социальных сетях, и это тоже образец информационной открытости. А это, безусловно, подкупает москвичей.