Город становится ближе

ПАССАЖИРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ПО МОСКОВСКОМУ ЦЕНТРАЛЬНОМУ КОЛЬЦУ (МЦК) ОТКРЫЛОСЬ 10 СЕНТЯБРЯ 2016 ГОДА. МАСШТАБНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ, КОТОРАЯ ДЛИЛАСЬ ОКОЛО ДВУХ ЛЕТ, ПОЗВОЛИЛА ОБЪЕДИНИТЬ ЛИНИИ МЕТРО, ПРИГОРОДНЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ И МАРШРУТЫ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА. ЕЖЕДНЕВНЫЙ ПАССАЖИРОПОТОК НА МЦК СОСТАВЛЯЕТ 250–260 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК, БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОЖИДАЛИ МОСКОВСКИЕ ВЛАСТИ. ПО ОЦЕНКАМ, ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ КОЛЬЦО БУДЕТ ПЕРЕВОЗИТЬ ОКОЛО 300 МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК В ГОД. УЧИТЫВАЯ ОГРОМНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОКРУЖАЮЩИХ ТЕРРИТОРИЙ, ЭТА ЦИФРА ВПОЛНЕ РЕАЛЬНА


ТЕКСТ: АЛЕКСАНДР ШИБАНОВ

Сегодня общественным транспортом в Москве пользуются порядка 85% жителей. Запуск движения по МЦК – это уникальная возможность интегрировать метро и пригородные железнодорожные линии в единую сеть, которая соединена и с маршрутами наземного пассажирского транспорта, что существенно повышает удобства для пассажиров. Подобных примеров в России еще не было, да и в мире их насчитывается немного.
Впервые о включении Московской окружной железной дороги в систему общественного транспорта городские власти задумались еще в начале 2000-х. Экономическое и техническое обоснование такой возможности было сделано в 2003 году, но реализация столь масштабного проекта стала возможной только с приходом команды Сергея Собянина. На модернизацию МЦК ушло около четырех лет, из них два года – на «бумажную работу» и столько же – на активную стройку.
«Это очень сложный проект, – говорит Сергей Собянин, – около 200 километров новых магистралей, около 4 тысяч километров различных инженерных сетей, порядка 28 инженерных сооружений. Когда проект составлен из разных административных составляющих – это железная дорога, и ее статус, земли и инфраструктуры, городская земля, частная земля. Разные регламенты у всех, разные подходы – все состыковать было достаточно сложно. Но, тем не менее, все эти стадии мы прошли».
Благодаря МЦК улучшилась транспортная ситуация в 26 районах Москвы, через которые проходит кольцо и где проживают около двух миллионов человек. В настоящее время пассажирам МЦК доступны 14 пересадок на метро и шесть на радиальные пригородные железнодорожные направления. В перспективе на 31 станции будет 17 пересадок на метро и десять – на электрички.
Перевозят пассажиров поезда «Ласточка», современные составы отечественного производства, соответствующие всем международным требованиям. Их максимальная скорость – порядка 120 км/ч, вместимость 1200 пассажиров. Вагоны оснащены системой климат-контроля, туалетами, креплениями для перевозки велосипедов, электронными панелями с информацией о дате, времени, температуре и местонахождении; как и в метро, предусмотрен Wi-Fi.
Интересно, что футбольные болельщики уже считают кольцо самой футбольной веткой метро. Дело в том, что оно проходит вблизи главных спортивных арен столицы – ЦСКА, «Спартак», «Локомотив» и стадиона «Лужники». В составе МЦК даже есть станция, названная в честь ФК «Локомотив», – она стала пересадочной на станцию метро «Черкизовская» Сокольнической линии.
В непосредственной близости к МЦК находятся и другие достопримечательности столицы, в числе которых Фрунзенская набережная, природный заказник «Воробьевы горы», комплекс «Москва-Сити», ВДНХ, а также 86 памятников архитектуры, которые можно увидеть из окон «Ласточек». До сих пор сохранились постройки более чем вековой давности, которые были частью железнодорожной инфраструктуры Московской окружной.
Самой востребованной станцией МЦК после его открытия стала «Площадь Гагарина» – ежедневно ей пользуются почти 26 тыс. пассажиров в день, что вполне объяснимо – это единственная подземная станция, переход на которую из метро «Ленинский проспект» был заложен метростроевцами еще в 1960-х годах. На втором месте – «Владыкино», где в среднем в сутки проезжает 18,3 тыс. пассажиров, на третьем «Ботанический сад» – 17,7 тыс. человек.
Вместе с МЦК открылись и перехватывающие парковки. Пока их четыре: у платформ «Локомотив», «Ботанический сад», «Лужники» и «Бульвар Рокоссовского», а в дальнейшем новые автостоянки будут входить в состав крупных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Их главная функция состоит в том, чтобы обеспечить удобный переход с одного вида транспорта на другой, и в то же время они предусматривают коммерческую составляющую с целью привлечения к строительству инвесторов. Создание ТПУ является важным фактором, обеспечивающим полицентризм в развитии мегаполиса, что делает все его районы одинаково доступными и привлекательными как для жителей, так и для туристов.
Власти столицы уже представили концепции 22 капитальных транспортно-пересадочных узлов, разработанных ГК «Моспроект-3», общая площадь которых составит 107 тыс. кв. метров. Крупнейшими из них станут «ЗИЛ», «Деловой центр», «Сити», «Окружная», «Владыкино», «Новопесчаная» и др.
Все проекты имеют оригинальное архитектурное решение и предусматривают включение помещений различного функционального назначения. ТПУ будут оборудованы лифтами, подъемниками и специализированными кассами для маломобильных граждан. При этом вся технологическая часть будет возводиться за счет городского бюджета, а коммерческая – за счет инвесторов. Правительство города активно предлагает бизнесу ряд новых инвестиционных проектов в районе МЦК. За реализованные на торгах проекты городской бюджет получит миллиарды рублей, которые будут направлены на развитие транспортной инфраструктуры, а инвесторы – возможность заработать, реализовав проекты, которые сделают Москву еще более комфортным и современным городом.
Московские власти высоко оценивают градостроительный потенциал территорий, находящихся на расстоянии 2–3 километра от кольца. Запуск движения по МЦК – это только начало работы по застройке и благоустройству прилегающих районов, которая рассчитана на несколько лет. Гарантированный пассажиропоток не оставит инвесторов равнодушными – вблизи платформ скоро вырастут новые жилые кварталы, деловые, торговые и инфраструктурные объекты. Очевидно, что срединная часть Москвы, где много заброшенных промзон, получила мощный импульс к развитию.
Всего в Москве промзонами занято около 18,8 тыс. га земли (в старых границах города), из которых планируется реорганизовать более 4,3 тыс. га, где может быть возведено более 100 млн кв. метров недвижимости. Работы уже ведутся на двадцати площадках, в числе которых и промзоны в районе МЦК. Прежде всего это, конечно, территория ЗИЛа, где реализуется масштабный проект по принципу «город в городе», охватывая площадь около 470 га.
Реорганизация промзоны «ЗИЛ» даст городу 45 тыс. рабочих мест и жилье более чем для 30 тыс. москвичей. Застройка ведется комплексно: это жилье и полноценная социальная инфраструктура, а также транспортные и рекреационные объекты. Исторические заводские цеха будут отреставрированы и приспособлены под административно-деловые центры.ТПУ «ЗИЛ» общей площадью около 62 тыс. кв. метров обеспечит пересадку с МЦК на наземный городской транспорт, а также будет выполнять социальные функции. Дорога к нему уже готова, а всего здесь будут построены более 30 км дорог, два моста и восемь пешеходных переходов.
«Эта территория будет одним из главных звеньев стратегических проектов развития Москвы на ближайшие годы», – говорит Сергей Собянин. Основные работы в рамках этого проекта будут закончены через семь-восемь лет.
Всего же с развитием МЦК будет реорганизовано около 2 тыс. га промзон, где появятся современные жилые комплексы, апарт-отели, офисные здания, а также обширные зеленые зоны. Вокруг кольца будут возникать новые точки развития и формироваться принципиально новая городская среда. Важно, что обязательным условием реновации промзон является создание новых рабочих мест, в том числе в ряде случаев за счет перестройки существующих предприятий на инновационное экологически чистое производство или размещения научно-исследовательских центров на этих территориях.
Позиция столичного правительства по этому вопросу предельно ясна: половина недвижимости должна предназначаться для организации новых мест приложения труда, половина приходиться на жилую застройку. Это позволит снизить транспортную нагрузку на центр города, где сегодня все еще сосредоточено 40% рабочих мест, а также обеспечить дополнительные доходы в городской бюджет.
Важнейшую роль в деле возрождения заброшенных территорий должны сыграть инвесторы, которые проявляют к ним все больший интерес после открытия движения по МЦК. Еще одним фактором, который позволит городским властям и девелоперским компаниям действовать в понятном правовом поле, является федеральный закон «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи с комплексным развитием промышленных зон и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», принятый Госдумой РФ 24 июня 2016 года.
Это документ дает четкое определение промзоны и прописывает условия, при которых может быть принято решение о комплексном развитии этих территорий. Он также определяет этапы этого процесса: обследование территории, разработка концепции комплексного развития, принятие решения о реорганизации и утверждение программы, определение форм взаимодействия со всеми собственниками, которые находятся на территории промзоны, и в дальнейшем – утверждение проектов планировки территории. Закон прописывает механизмы вовлечения в процесс всех собственников участков и (или) объектов недвижимости, расположенных в промзоне.
По словам Сергея Собянина, в ближайшее время реновация промзон будет ускорена: «Мы продолжаем активно реновировать старые, заброшенные промзоны. На их месте рождаются крупные комплексы, которые включают в себя не только жилье, но и рабочие места, офисы, социальные объекты. В ближайшее время мы начнем реализовывать такие проекты комплексной застройки с помощью нового федерального закона о комплексном развитии промзон. Он предполагает возможность изъятия территорий у тех владельцев, которые не используют их по назначению и не развивают».
Закон вступит в силу в начале 2017 года, а это означает, что очень скоро из окон «Ласточек» откроются совсем другие виды.