Сергей Кузнецов: развитие культурных пространств – вопрос ежедневной практики

И В НЕБОЛЬШИХ ГОРОДАХ, И В МЕГАПОЛИСАХ ТЯГА ЧЕЛОВЕКА К ИСТОРИИ, ПОЗНАНИЮ И РАЗВИТИЮ ОДИНАКОВО СИЛЬНА. С ЭТИМ УТВЕРЖДЕНИЕМ СЕГОДНЯ СОГЛАШАЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО КУЛЬТУРОЛОГИ, АРХИТЕКТОРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛИ, НО И ПРОСТЫЕ ОБЫВАТЕЛИ. ПОЧЕМУ ДЛЯ МОСКВЫ ТАК ВАЖНА КУЛЬТУРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ, А МУЗЕИ НЕОБХОДИМЫ НЕ ТОЛЬКО В ЦЕНТРЕ ГОРОДА, НО И В ПЕРИФЕРИЙНЫХ РАЙОНАХ, КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ГОРОДСКАЯ СРЕДА, КОТОРАЯ МОЖЕТ СТАТЬ ДРАЙВЕРОМ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА И СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА В ЦЕЛОМ, «СТОЛИЧНОМУ СТИЛЮ» РАССКАЗАЛ ГЛАВНЫЙ АРХИТЕКТОР МОСКВЫ СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ


БЕСЕДОВАЛА: ЮЛИЯ ЮДИНА

– Сергей Олегович, в конце сентября в российском павильоне в рамках Венецианской архитектурной биеннале состоялся международный симпозиум «Музеи и общественные пространства как драйверы развития городов и социального прогресса». Расскажите об этом мероприятии.
– Симпозиум, организованный в сотрудничестве с правительством Москвы, тематически был разделен на две сессии: «Музеи и общественные пространства как городской драйвер» и «Общественные пространства – новые ожидания». В течение дня эксперты обсуждали, как может трансформироваться культурное начало мегаполиса таким образом, чтобы решать социальные, интеллектуальные, эстетические и даже градостроительные задачи.
Отмечу, что для столицы подобные мероприятия крайне актуальны. Москва стремится создать прочные связи с иностранными коллегами как в области архитектуры и строительства, так и в сфере искусства. Зарубежные специалисты активно участвуют в архитектурных конкурсах, которые проводятся в России, реализуют крупные общественные проекты, строят жилую и коммерческую недвижимость. Мы, в свою очередь, рады возможности обмениваться опытом, я уверен, нам удастся определить задачи и цели музеев и культурных пространств сейчас и в будущем.

– В целом, насколько актуальна тема современных функций культурной среды для Москвы?
– На симпозиуме эксперты сошлись во мнении, что город не существует вне культуры, он не может жить только благодаря кафе и магазинам. Для нас вопрос развития культурных пространств – это вопрос ежедневной практики. С приходом мэра Москвы Сергея Собянина, город начал вкладывать большие средства в развитие культурных, общественных, социально значимых объектов. Многие музеи и парки получили возможность найти более современный подход, привлечь широкую аудиторию – это Пушкинский музей, парк Горького, ВДНХ, Третьяковская галерея. Также были запущены масштабные проекты по реконструкции исторических и культурных объектов, благоустройству улиц и созданию новых точек притяжения на периферии города, а не только в центре.
На сегодняшний день в Москве огромное количество музеев с разными моделями. Каждый старается придумать интересную идею, чтобы привлечь людей. В этом плане интересный сплав представляет ВДНХ, где удалось совместить культуру, парковую зону, историческую и образовательную функции, развлечения и спортивные активности. Здесь каждый день происходит что-то интересное.
В Москве есть четкое понимание того, что такое культурная среда: она меняется и обогащается – строятся новые музеи, развивается функция старых, реконструируются исторические объекты. Например, парк «Зарядье» – это будет новое, не сопоставимое ни с каким другим музейное пространство, только выставочных площадей строится несколько тысяч метров. И я думаю, что это место встанет в один ряд с крупнейшими музеями – по посещаемости и интересу.

– Располагаясь на Москворецкой набережной, парк «Зарядье» является ключевым звеном программы реконструкции городских набережных. Расскажите, как она реализуется, что уже сделано, а что еще предстоит?
– Подходят к завершению работы в «Лужниках», на Краснопресненской, Москворецкой набережных, в «Зарядье». То есть до конца этого года и следующего мы получим несколько километров благоустроенных набережных. Отмечу, что все набережные Москвы будут разные. В рамках концепции благоустройства Москвы-реки мы разработали три типа набережных – городские, природные и смешанные. Наша основная идея состоит в том, чтобы сделать их интересными и комфортными для горожан. Сейчас 60% набережных неудобны для использования. Помимо знаковых точек вроде «Зарядья», «Лужников», Кремлевской набережной активные работы ведутся еще на двух крупных участках. Во-первых, это набережная ЗИЛа протяженностью около 11 км, которая будет приспособлена как для транспорта, так и для пешеходов. Она будет иметь большое количество общественных функций и рекреационную зону вдоль реки, которая займет порядка 28 га. Это будет первая набережная в столице такого уровня комфорта и такого формата. Во-вторых, это запад столицы – «Москва-Сити». Тут протяженность набережных по обеим сторонам реки также более 10 км – от Дорогомиловского моста до Мневников. И мы планируем их продлить в сторону Карамышевской набережной.
Также на западе Москвы находится еще порядка 40 км набережных, с которыми работает департамент природопользования. Это серьезная рекреационная зона, где-то появляются пляжи, места для спорта, отдыха и прочих полезных активностей. То есть в сумме на сегодняшний день понятно, как будут развиваться порядка 60 км набережных. С точки зрения развития транспортного потенциала, наиболее привлекательные места – это центральный бьеф (уровень между шлюзами): от Мневников до Коломенского шлюза.
Также у нас есть Химкинское водохранилище, где нет серьезных препятствий для проведения работ. В 2015 году, когда создавалась концепция развития набережных, мы считали, что все Химкинское водохранилище можно привести в порядок до 2035 года. Сегодня стало ясно, что все реально сделать в течение ближайших трех лет.

– В свое время набережные Москвы стали неотъемлемой частью города, но все они были ориентированы на транспорт. Сегодня ситуация меняется?
– Да, сегодня у нас в приоритете пешеход. Например, часть Симоновской набережной будет только пешеходной. Ее территория будет благоустроена, появятся места для отдыха и спорта. Также прошел конкурс на благоустройство набережной в Речниках, в Ривер-парке, которая также на всем своем протяжении, а это 1,5 км, будет ориентирована на горожан. Концепцию этой набережной в Нагатинском Затоне предложило московское архитектурное бюро Wowhaus. По замыслу, там появится маяк, зеленая прогулочная зона и старый корабль, переоборудованный в сады на воде. Маяк станет здесь главным акцентом и будет обозначать конечную точку прогулочного маршрута.

– Вы уже упомянули ЗИЛ, где сейчас идет масштабная реконструкция и архитекторы имеют возможность реализовать интересные идеи. Расскажите подробнее об этом проекте.
– Общая площадь застройки жилого района «ЗИЛАРТ», который появится на карте Москвы к 2022 году, составляет 760 тыс. кв. метров. Свыше 25 тыс. человек станут резидентами жилой застройки, около 20 тыс. будут здесь работать и еще десятки тысяч отдыхать, посещать общественные и культурные объекты, которые планируют возвести на территории района.
Каждый лот – дом или несколько корпусов – проектируется разными архитектурными фирмами. В проекте задействованы всемирно известные бюро Asymptote, Neutelings Riedijk, Джерри ван Эйк, лучшие российские компании –
Сергея Скуратова, Евгения Герасимова, «Мезон проект», «Цимайло, Ляшенко и партнеры», SPEECH, «Урбис». Производственные цеха, являющиеся ансамблем Центрального бульвара ЗИЛа, планируется реконструировать и наделить общественными функциями.
В целом, ЗИЛ – важнейший, модельный проект комплексного развития огромной части города, который мэр Сергей Собянин назвал одним из крупнейших среди мировых столиц. Для нас было краеугольным камнем найти преемственность, показать, что план территории, улицы, по которым будут ходить жители нового района, – неслучаен. История места будет проявляться не только через топонимику, через сохраняемые фасады цехов, но и саму планировочную структуру.
Напомню, что предлагаемые к сохранению объекты являются частями единого ансамбля советской промышленной архитектуры, созданного в рамках проекта расширения и реконструкции автозавода в 1934–1937 годах Промстройпроектом». Прессовый корпус может стать универмагом, Арматурный корпус – Детским миром, Литейный цех чугуна – торговым центром. Все это будут новые общественные пространства ЗИЛа, однако функциональная программа наполнения этих объектов будет уточняться заказчиком.

– Какие требования предъявляются к жилым кварталам, строящимся на ЗИЛе?
– Жилые дома, создаваемые на ЗИЛе, будут обладать уникальными эстетическими характеристиками. Для всех кварталов действует единое правило – не мене 70% фасадов должно быть исполнено в клинкерном кирпиче. Причем каждый из задействованных в проекте архитекторов может создать свой вид кирпича.
Правило фасадов, установленное дизайн-кодом, гласит, что высота первых этажей в жилых домах составляет шесть метров, а процент остекления вдоль линии витрин минимум 60%. Регламентируется и облицовочный материал: 70% фасадов должно быть сделано из кирпича красного и серого оттенков и 30% – на выбор архитекторов, например, из натурального камня, металла, матового стекла, кортеновой стали.
Дизайн-код также предусматривает, что все жилые комплексы обязаны иметь городской фасад, выходящий на красную линию. Части фасадов могут быть заглублены на уровне первого этажа, где они подрезаются, создавая, таким образом, защищенное от осадков пространство перед общественными помещениями.

– Возвращаясь к теме культурной составляющей в градостроительном развитии, можно ли сказать, что это и лейтмотив выставки «Открытый город» в Москве и V Санкт-Петербургского культурного форума?
– Безусловно. Сегодня профессия архитектора заключается уже не в рисовании и продумывании фасадов, а в работе со средой, наполнении ее новыми замыслами и сценариями.
С этой целью мы проводим выставку «Открытый город», создаем площадку для непосредственного контакта студентов, преподавателей, менеджеров и работодателей в сфере архитектуры, чтобы понять, где пересекаются их потребности. Если мы хотим развиваться на международном уровне, нести российскую культуру и архитектуру в мир, то должны укрепляться на всех этапах – и на технологическом, и проектном, и менеджерском. Фундаментом этого, безусловно, является образование. Поэтому мы приглашаем ведущие вузы, органы власти, специалистов отрасли, общественные и студенческие организации обсудить насущные проблемы и наметить ключевые векторы развития в области архитектурного образования.
На V Санкт-Петербургском культурном форуме, который пройдет в декабре, аспекты градостроительства будут обсуждаться впервые в рамках секции «Креативная среда и урбанистика». Мы благодарны организаторам форума, что вопросы формирования культурной среды с точки зрения урбанистики и архитектуры наконец стали его частью. Успешные города, сочетающие в себе богатую культурную, образовательную и общественную активности вместе с удобной инфраструктурой и комфортной средой, формируют целостный тип горожанина и становятся центрами притяжения для туристов. Сочетание различных типов культурно-просветительских объектов, умело интегрированных в городскую ткань с учетом уже сформировавшейся застройки, позволяет формировать привлекательную среду, которая в свою очередь меняет образ жизни людей, наполняя его новым содержанием и тем самым стимулируя прогресс.