Метро – это жизнь: строим – значит, живем

В ЭТОМ ГОДУ ОДНА ИЗ ПРОСЛАВЛЕННЫХ И СТАРЕЙШИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПАНИЙ СТОЛИЦЫ – МОСКОВСКИЙ МЕТРОСТРОЙ – ОТМЕТИЛА СВОЙ ЮБИЛЕЙ – 85 ЛЕТ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ. О ТЕКУЩЕЙ РАБОТЕ, ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ И ГЛАВНОМ БОГАТСТВЕ ОРГАНИЗАЦИИ – СПЛОЧЕННОМ КОЛЛЕКТИВЕ – РАССКАЗАЛ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АО «МОСМЕТРОСТРОЙ» СЕРГЕЙ ЖУКОВ


БЕСЕДОВАЛА: НАНА КОРОЛЬ

Московский метрострой подошел к знаменательной дате

3 октября нам исполнилось 85 лет. Результаты деятельности организации были по достоинству оценены в разное время. Орден Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, сотни государственных, правительственных и ведомственных наград – это оценка труда всего коллектива: тех людей, кто работал в тяжелейший период Великой Отечественной войны, в послевоенные годы, в мирное время, кто осваивал новые рубежи и продолжает это делать. Мне приятно, что организация не только сохранила, но и вышла на новый этап своего развития, и сегодня нам не стыдно посмотреть в глаза ветеранам, мы смело можем сказать, что АО «Мосметрострой» развивается, что тот труд, который они вложили в организацию, не пропал. И поэтому от всей души поздравляю с юбилеем ветеранов и весь многотысячный коллектив. Желаю, чтобы славные традиции Московского метростроя поддерживались и приумножались. Для этого у нас есть все необходимое.

Юбилей встречаем с хорошими перспективами

Несмотря на огромную протяженность линий Московского метрополитена, строительство его остановить нельзя. Во-первых, город продолжает расти, и новые районы требуют скоростного сообщения с центром. Во-вторых, существует необходимость совершенствовать схему метро и в старых районах Москвы. В-третьих, значительная разветвленность метрополитена требует развития пересадочных узлов и новых линий. Так что работы метростроевцам хватает.
Сегодня мы задействованы на продлении нескольких линий метрополитена в рамках городской программы развития транспортной системы. И нам, как опытнейшей компании по строительству подземных сооружений, доверили, пожалуй, самые сложные участки. Значительные силы организации сосредоточены на северном продлении Люблинско-Дмитровской линии – стан-циях «Окружная», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская». Отчасти это обусловлено сложными инженерно-геологическими условиями и высокой водообильностью участка, требующими максимальной осторожности при проведении работ и применения специальных способов при проходке стволов, наклонных тоннелей и разработке котлованов подземных вестибюлей. Однако даже такие условия не помешали нам в сентябре этого года открыть три новые станции «салатовой» ветки – «Бутырскую», «Фонвизинскую» и «Петровско-Разумовскую».
Не менее сложный и ответственный объект, где мы уже развернули строительные работы, –северо-восточный участок Третьего пересадочного контура – «Стромынка», «Рубцовская», «Лефортово» и «Авиамоторная». Это самый масштабный проект за всю историю Московского метрополитена, который разгрузит действующую Кольцевую линию и центральные участки радиальных веток. Кроме того, у нас заключен контракт на субподрядные работы по строительству станции «Нижняя Масловка» и реконструкции вестибюля станции «Китай-город».
Мы участвуем в реализации и других крупномасштабных проектов в России и за рубежом. Так, первым результатом нашего сотрудничества с РЖД стал ввод в эксплуатацию транспортно-пересадочного узла «Площадь Гагарина». Теперь на очереди – ТПУ «Солнечная». Недавно были заключены договора на проектирование и выполнение подготовительных работ по модернизации Владивостокского железнодорожного тоннеля на Дальнем Востоке. В случае успешной работы надеемся на дальнейшую загрузку наших подразделений на объектах ОАО «РЖД».
В партнерстве с индийской компанией Hindustan Con-struction Co. Ltd. мы выиграли международный конкурс на строительство одного из участков 3-й линии метро в г. Мумбай протяженностью 4049 метров с четырьмя новыми станциями.

Важнейший потенциал любой компании – это кадры

У нас достаточно высокая репутация. Она заработана всеми поколениями строителей, которые трудились в Мосметрострое прежде и трудятся сейчас. Ведь организация создавалась в 1931 году специально для строительства метрополитена. Неудивительно, что все самые знаковые подземные сооружения, которые были построены в Москве за десятилетия, – часть истории нашей организации. Вне зависимости от возраста и должности, наши сотрудники понимают, что опыт, который они получают на объектах Мосметростроя, дорогого стоит, это очень важная составляющая их профессиональной характеристики.
За последние годы, надо сказать, коллектив Мосметростроя заметно помолодел. К нам пришло много энергичных и талантливых людей в возрасте 23–30 лет.
Они усваивают принципы взаимоотношений внутри компании, видят, как выстраивается сотрудничество с заказчиком, с проектировщиками, как организована работа на стройке.
Я убежден, что без квалифицированного персонала ни одни даже самые передовые технологии не дадут должной отдачи. Не случайно когда-то родилось сакраментальное: «Кадры решают все». Сегодня эту фразу можно переосмыслить: лучшие инвестиции – в человеческий капитал. Любой компьютер последнего поколения без сидящего за ним человека – просто железный ящик. Главным богатством Московского метростроя всегда был профессиональный коллектив, люди, которые вкладывают в любимое дело не только труд, знания и опыт, но
и частичку своей души.

Первый пусковой комплекс Люблинско-Дмитровской линии, состоящий из трех станций – «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская», сдан в эксплуатацию Московским метростроем 16 сентября 2016 года
«Бутырская» трехсводчатая станция глубокого заложения (61 м). Архитектурный образ центрального зала решается чередующимся ритмом света и тени, освещенных и неосвещенных арок. Декоративные осветительные приборы установлены на пилонах и гармонично сочетаются с их пластикой. В боковых залах светильники располагаются между панелями водоотводящего зонта разного диаметра вдоль продольной оси тоннеля, ярко освещая пассажирскую зону и притеняя зону поездов.

«Фонвизинская» трехсводчатая станция глубокого заложения (65 м), пилонного типа с боковыми и средним станционными тоннелями. Архитектурно-художественный образ центрального зала вырисовывается с помощью ритмического чередования поперечных световых арок. Облицовка путевых стен выполнена из гранита. В оформлении станции также используется светлый и темный мрамор, благодаря чему достигается эффект уменьшения массивности и длины пилона.

«Петровско-Разумовская» трехсводчатая колонно-стеновая станция глубокого заложения (65 м). Визуальный образ станции построен на выразительных пластических и световых решениях. Наклон пилонов и колонн в противоположных направлениях и комбинирование закарнизного освещения – в проемах свет направлен вниз, на пилонах – вверх – создает впечатление легкости сооружения, а игра светотеневых эффектов на его поверхности рождает ощущение скульптурной пластичности.