Марат Хуснуллин: Московское центральное кольцо – это дорога в будущее

СТРОЙКОМПЛЕКСУ МОСКВЫ ПРИНАДЛЕЖИТ ВАЖНЕЙШАЯ РОЛЬ В ДЕЛЕ ПРЕОБРАЖЕНИЯ СТОЛИЦЫ. ЕЖЕГОДНО В СТРОЙ ВВОДЯТСЯ НОВЫЕ ДОРОГИ, СТАНЦИИ МЕТРО, МИЛЛИОНЫ КВАДРАТНЫХ МЕТРОВ НЕДВИЖИМОСТИ. И В ИХ ЧИСЛЕ ТАКИЕ МАСШТАБНЫЕ ПРОЕКТЫ, КАК МОСКОВСКОЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОЛЬЦО (МЦК), КОТОРОЕ СТАЛО НЕ ТОЛЬКО ГЛАВНОЙ ПРЕМЬЕРОЙ ЭТОЙ ОСЕНИ, НО И ОПРЕДЕЛИЛО НА МНОГИЕ ГОДЫ ВПЕРЕД РАЗВИТИЕ ПРИЛЕГАЮЩИХ ТЕРРИТОРИЙ. ОБ ЭТОМ И ДРУГИХ ДОСТИЖЕНИЯХ МОСКОВСКИХ СТРОИТЕЛЕЙ В ИНТЕРВЬЮ ЖУРНАЛУ «СТОЛИЧНЫЙ СТИЛЬ» РАССКАЗАЛ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МЭРА МОСКВЫ ПО ВОПРОСАМ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СТРОИТЕЛЬСТВА МАРАТ ХУСНУЛЛИН


БЕСЕДОВАЛА: ИРИНА БОГДАНОВА

– Марат Шакирзянович, открытие движения по МЦК стало знаковым событием нынешней осени. Это начало нового этапа в развитии столичного общественного транспорта?
– Запуск пассажирского движения по МЦК – знаковое событие не только нынешней осени; этот проект смело можно назвать «прорывом» последних десятилетий. Для Москвы это открывшаяся «дорога в будущее», серьезный шаг в развитии столичного общественного транспорта. По сути мы выстраиваем абсолютно новую транспортную логистику, обеспечивая транспортную доступность примыкающих территорий и тем самым частично перераспределяя транзитные потоки из центра в срединную часть города. Подсчитано, что нагрузка на основные ветки метро, прежде всего Кольцевую линию, снизится более чем на 15%, а на центральные вокзалы – на 20%.
За два месяца работы МЦК уже перевезло более 9 млн пассажиров, а поездки по столице стали быстрее на 20 минут. Для такого огромного мегаполиса, как Москва, это огромное достижение. Кроме того, что очень важно, жители 14 столичных районов получили возможность более быстро и комфортно добираться до станций метрополитена. В частности, жители Метрогородка, Коптево, Хорошево-Мневников, Котловки, Нижегородского и Бескудниковского районов, где пока нет своих станций метро, теперь могут доехать до пересадок с метрополитеном по МЦК. К тому же улучшился доступ к метро и для жителей еще 8 районов, на территории которых хотя и есть станции метро, но они находятся на значительном удалении от мест проживания большинства жителей.
Очень важно и то, что, запустив МЦК, мы даем толчок развитию железнодорожного сообщения в черте Москвы и его интеграции с «подземкой». Помимо 17 пересечений с 11 линиями метро МЦК имеет 10 пересадочных станций на 9 направлениях железных дорог. Подобная система давно и успешно работает в европейских странах: достаточно вспомнить Париж с его системой RER или Берлин, Мюнхен, другие крупные города Германии с поездами S-Bahn, которые позволяют пассажирам из любого района мегаполиса без пересадок добраться до пригорода, как ближнего, так и дальнего. Теперь такая возможность есть у москвичей и жителей Подмосковья. То есть в этом плане проект МЦК полностью следует мировой практике и тренду городских электричек.

– Как известно, проект МЦК будет продолжаться. Расскажите о дальнейших планах.
– Вся работа разбита на этапы; это нормальная практика, когда крупные проекты вводятся очередями. Железнодорожная инфраструктура МЦК полностью построена и уже эксплуатируется. Для пассажиров уже открыты все станции МЦК. Следующий этап рассчитан до 2018 года и включает в себя дальнейшую интеграцию МЦК с железнодорожными платформами и вводимыми станциями метро. В общей сложности речь идет о создании 10 интеграционных связок. Завершающие этапы включают комплекс мероприятий по повышению комфорта пассажиров, в частности, реконструкцию радиальных направлений железной дороги, улучшение связей между МЦК, метро и наземным транспортом, а также строительство недвижимости для улучшения доступа пассажиров к транспортной системе города и развития прилегающих территорий.

– Какую роль в этих процессах играют ТПУ? Почему так важно их строить?
– Транспортно-пересадочные узлы, которые, кстати, мы строим не только на МЦК, но и на станциях метро, решают две важные задачи. Они не только обеспечат пассажирам удобную и быструю пересадку с одного вида транспорта на другой, но и станут катализаторами развития прилегающих территорий, куда инвесторы будут вкладывать деньги, в первую очередь – в строительство рабочих мест, жилья и социальной инфраструктуры. Люди, которые будут жить на этих территориях, получат возможность там же найти работу, там же отдыхать, и все это будет рядом с удобным общественным транспортом.
Вообще наша цель – добиться того, чтобы как можно больше горожан смогли жить и работать в пешей доступности к транспортным объектам. Поэтому чем больше недвижимости будет построено вокруг ТПУ (и жилой с соответствующей инфраструктурой, и коммерческой), тем меньше будет трафик. Такая практика распространена во многих мегаполисах мира, в том числе в Гонконге, Токио, Сингапуре.

– ТПУ могут стать и катализаторами развития бизнеса?
– Безусловно, ТПУ на станциях МЦК будут способствовать и формированию так называемого нового «торгового пояса» столицы. Многие проекты ТПУ предусматривают возведение в их составе коммерческих объектов, новый толчок к развитию получат и уже действующие торговые центры, расположенные в шаговой доступности, посещаемость которых вырастет за счет высокого стабильного пассажирского трафика.
Для развития бизнеса – это мощный толчок. А если бизнес успешно развивается, в городской бюджет идут налоги, а значит, у Москвы есть возможность реализации важнейших проектов, направленных на улучшение качества жизни москвичей и поддержания высокого уровня социальных гарантий. Кроме того, москвичам не нужно будет специально ехать за покупками. Они с большей вероятностью будут совершать их по пути следования с работы домой – рядом с метро или МЦК. Это удобно и экономит массу времени.

– Насколько инвесторы заинтересованы в строительстве ТПУ?
– Сейчас очень хорошее время для инвестирования в развитие территорий вокруг МЦК и строительство ТПУ. «Кольцо» уже запущено, а значит, капитализация недвижимости, которую предлагается построить инвесторам в составе ТПУ, а также в шаговой доступности, заметно возрастает. И проекты себя окупят. Потому что есть гарантированный пассажиропоток. На сегодняшний день уже известны инвесторы для четырех ТПУ: «Ботанический сад», «Селигерская», «Рассказовка» и «Лефортово».
Успешный пример сотрудничества российского инвестора-застройщика ГК «Пионер» с японской компанией Nikken Sekkei – ТПУ «Ботанический сад». Японцы его проектировали, а теперь им предложено стать соинвесторами в части застройки окружающей территории. Работы по этому проекту уже ведутся. А в начале будущего года начнут строить ТПУ «Селигерская», «Рассказовка» и «Лефортово», сейчас там идут работы по проектированию технологической части.
Также мы ведем переговоры с китайской компанией China Railway Construction, которая сейчас оценивает перспективы и условия своего участия. Высокий интерес к развитию сети ТПУ и в целом транспортной инфраструктуры в Москве проявляют французы, а также арабские инвесторы. Уже прошли переговоры с компанией Eagle Hills Properties из ОАЭ.
Безусловно, инвесторы заинтересованы прежде всего в проектах планировки, включающих жилую застройку. Такие проекты согласованы в рамках 6 ТПУ: «Шелепиха» (123 тыс. кв. метров), «Рассказовка» (279 тыс. кв. метров), «Люберецкая» (40 тыс. кв. метров), «Мичуринский проспект» (39,9 тыс. кв. метров) и «Озерная» (54,2 тыс. кв. метров).
Потенциал жилищного строительства в рамках ТПУ в Москве оценивается в объеме около 6 млн кв. метров. Разрешая инвесторам возводить жилье на примыкающих к ТПУ территориях, мы помогаем им компенсировать расходы на строительство инфраструктуры самого ТПУ, которая обходится довольно дорого.

– Какие ТПУ уже выставлены на торги?
– Недавно мы представили инвесторам 9 проектов ТПУ, 8 из которых – «Дмитровская», «Пятницкое шоссе», «Павелецкая», «Ховрино», «Фонвизинская», «Тропарево», «Парк Победы» и «Технопарк» – уже участвуют в торгах. Застройщики должны определиться в ближайшее время. Объем инвестиций, необходимых для их строительства, – порядка 62,4 млрд руб. Кроме того, бюджет города может получить за время строительства этих ТПУ от 7,1 до 12,8 млрд рублей в качестве арендной платы за земельные участки.
В ближайшее время выставим на конкурс и проект ТПУ «Люблино». Кроме того, до конца года планируем выставит на торги ТПУ «Хорошевская» и «Тимирязевская».
В целом же на сегодняшний день у нас в разной стадии готовности находится 60 проектов ТПУ: по ряду из них мы утверждаем градостроительную документацию, по другим – готовим земельно-имущественные отношения для оформления, а некоторые готовим на конкурсы. Так, в первом полугодии 2017 года планируем выставить на торги 7–10 ТПУ.

– Каков градостроительный потенциал территорий вокруг МЦК, где много промышленных зон?
– Общая площадь примыкающих к МЦК территорий – 10,8 тыс. га, и большинство из них – это и есть промзоны. Потому-то это кольцо долгие годы и называли «ржавым поясом» столицы. Здесь много заброшенных и пустующих площадок, а также не используемых железнодорожных грузовых дворов. Запуск движения по МЦК дает мощный толчок их развитию с потенциальным объемом ввода недвижимости 2 млн кв. метров. Хочу подчеркнуть, что реновация этих территорий будет вестись в рамках комплексной застройки. Это наше основное требование, полностью соответствующее курсу на полицентричность развития мегаполиса, чтобы в Москве не появлялись спальные районы без необходимой инфраструктуры.
В рамках реновации промзон вокруг МЦК будут возводить жилье, детские сады, школы и медучреждения в шаговой доступности от места проживания горожан и станций МЦК, а главное – недвижимость для создания рабочих мест. Так, только на 8 станциях предполагается построить свыше 700 тыс. кв. метров жилья, социнфраструктуры, объектов торговли, офисов, отелей и паркингов. Вообще в целом программа строительства ТПУ и развития территорий вокруг МЦК рассчитана на долгосрочную перспективу – до 2025 года.

– Какие значимые транспортные объекты введены в последнее время?
– Наряду с МЦК москвичи только к Дню города получили в подарок 10 крупных объектов дорожной инфраструктуры общей протяженностью почти 32 км, 12 искусственных сооружений и 6 пешеходных переходов. Среди них – реконструированное Волоколамское шоссе, современная развязка на 41-м километре Ленинградского шоссе в Зеленограде, новая эстакада на юго-востоке Москвы на пересечении Волгоградского проспекта с Волжским бульваром, которая значительно улучшила транспортную ситуацию в районах, где проживают 250 тыс. человек. Открыт участок дороги от ул. Элеваторная до ул. Липецкая и эстакада на их пересечении; запущено движение по новой эстакаде на пересечении улиц Рябиновой и Генерала Дорохова.
Знаковым событием стало открытие на пересечении улиц Народного Ополчения и Берзарина первого в столице винчестерного тоннеля, где транспортные потоки проходят один над другим. Длина этого уникального для Москвы сооружения, которое является составной частью Северо-Западной хорды, – 786 метров, движение организовано по трем полосам в каждом направлении, еще по две полосы вдоль тоннеля предназначены для заездов во дворы.
Активно идет создание транспортной системы Новой Москвы. 15 сентября состоялось открытие реконструированного участка Калужского шоссе – от МКАД до пересечения со строящейся трассой Солнцево – Видное – Бутово. На значительной его части расширена проезжая часть до четырех полос в каждом направлении, устроены боковые проезды, построен самый длинный из предусмотренных проектом почти километровый тоннель у поселка Газопровод. Также открыто движение по 320-метровой эстакаде, соединившей обход деревни Сосенки со старой трассой Калужского шоссе, и по 85-метровой эстакаде у торгового комплекса ИКЕА.
Хочу подчеркнуть, что объемы и темпы строительства дорог в столице не снижаются. Напомню, что за неполные шесть лет мы построили и ввели порядка 500 км дорог, а это 13% всех существовавших в Москве дорог за ее многовековую историю. При этом мы полностью реконструировали 13 основных развязок на МКАД (оставшуюся – на пересечении с Профсоюзной улицей – введем в строй до конца этого года) и завершили обновление восьми вылетных магистралей, что существенно улучшило дорожную ситуацию, в том числе пропускная способность МКАД выросла в среднем на 40%. В итоге Москва избавилась от позорного «звания» самой загруженной столицы мира, которое она «носила» долгие годы.
Только в этом году мы уже построили и ввели свыше 60 км дорог, а всего по итогам 2016 года будет построено и реконструировано около 100 км дорог, свыше 30 искусственных сооружений и 15 пешеходных переходов. Строительство дорог и объектов транспортной инфраструктуры останется приоритетом в развитии Москвы. До 2019 года мы планируем построить более 450 км дорог, свыше 100 искусственных дорожных сооружений и 59 пешеходных переходов.

– Какие новые станции метрополитена откроются до конца текущего года?
– Напомню, что в январе мы открыли две новые станции «Румянцево» и «Саларьево» – метро пришло в Новую Москву. А 16 сентября запустили сложнейший участок Люблинско-Дмитровской линии от «Марьиной рощи» до «Петровско-Разумовской» с тремя станциями: «Петровско-Разумовская», «Бутырская» и «Фонвизинская». О нем я хотел бы сказать особо, потому что без всякого преувеличения это самый сложный участок московского метро. Участок глубокого заложения, где работы – и возведение станций, и перегонных тоннелей – велись в тяжелейших геологических условиях, на глубине 60 метров. Наряду со строителями здесь трудились и горняки.
Кстати, рядом со станцией «Петровско-Разумовская» будет построен крупный ТПУ, который по пассажиропотоку будет сопоставим с показателями трех вокзалов на Комсомольской площади. Ну и, конечно, сейчас продолжаем работы на следующем участке – от «Петровско-Разу-мовской» до «Селигерской», который планируем завершить и запустить до конца 2017 года.
На завершающей стадии находится строительство участка Калининско-Солнцевской линии – от «Парка Победы» до «Раменок» – его готовность более 90%. До конца года он примет первых пассажиров. Также в планах – завершить основные строительные работы на первом участке Третьего пересадочного конту-ра – от «Делового центра» до «Петровского парка», где расположено пять станций. Для пассажиров движение запустим в начале будущего года. Сейчас на строительстве метро задействовано 29 тоннелепроходческих комплексов, работы ведутся на 300 стройплощадках, где трудятся в общей сложности 55 тысяч человек.
Подчеркну, что для Москвы метро – приоритет, главный общественный транспорт, без которого немыслима жизнедеятельность мегаполиса. Это и мощный драйвер привлечения инвестиций: капитализация недвижимости в районе новых станций метро автоматически вырастает в разы. Поэтому мэром было принято важнейшее решение: несмотря ни на какие трудности, не сокращать финансирование строительства метрополитена. Более половины всех расходов, запланированных на транспортное строительство в 2016–2019 годах, направляем именно на развитие «подземки».

– Каковы объемы недвижимости, построенной в Москве с начала года?
– За 9 месяцев в Москве введено 4,7 млн кв. метров недвижимости из запланированного годового объема 8,5 млн кв. метров. Из них жилая недвижимость составила более 1,7 млн кв. метров при плановых объемах 3,5 млн кв. метров. При этом надо понимать, что основные объемы ввода, как правило, приходятся на четвертый квартал. Думаю, что по итогам года объем ввода будет либо на прошлогоднем уровне, либо чуть меньше. Тем более что имеется значительный задел за счет новых проектов прошлого и нынешнего годов.
Хочу особо подчеркнуть, что инвестиционная активность только растет: из уже введенных объемов инвесторами построено почти 90%. Причем количество выданных разрешений на строительство по сравнению с аналогичным периодом 2015 года выросло на 7%, а площадь объектов увеличилась более чем на 57%. Эти цифры говорят о том, что у нас создан колоссальный строительный задел, градостроительная деятельность для инвесторов становится все более привлекательной.

– То есть кризиса на рынке жилья нет?
– На рынке жилья в Москве, к счастью, обстановка благоприятная. Я не раз говорил и еще раз повторю: у нас были опасения еще более года назад, что первичный рынок просядет, но был принят целый комплекс мер, в том числе на федеральном уровне, чтобы этого не случилось. Вообще рынкам свойственна цикличность, и за спадом обязательно следует подъем. И сейчас рынок жилья в Москве оживает.
Хотя собственно кризис несильно его и затронул, а в количественном выражении мы стали вводить даже большие объемы, чем до кризиса. Отмечается и рост числа заключенных договоров долевого участия – за 9 месяцев 2016 года было заключено 25 тысяч договоров долевого участия, что на 20% больше, чем за весь прошлый год. Будет нелишним отметить и то, что сегодня в Москве не реализуется ни одного проекта строительства жилых комплексов без возведения социальной инфраструктуры: детских садов, школ, поликлиник, а в идеале и коммерческих объектов, где создаются рабочие места.

– В Москве, как известно, отказались от строительства панельных домов устаревших серий. Появляются ли в городе дома, возведенные по новым проектам?
– Разрешения на возведение панелек устаревших серий мы действительно больше не выдаем. Надо понимать, что комфортный и удобный для жизни город – это и город качественной, привлекательной архитектуры, а не безликих серых «коробок». Теперь жилые комплексы возводятся по новым проектам на основе современных стандартов, преду-сматривающих вариативность фасадов, разноуровневые секции, гибкую планировку квартир. Первые этажи отдаются под общественные пространства, входные группы расположены на нулевой отметке – никаких лестниц и пандусов, что важно для людей с ограниченными возможностями, мам с колясками, пожилых граждан. В Москве уже построено и введено в эксплуатацию 13 домов новых серий, из которых 8 – за счет городского бюджета и 5 – на средства инвесторов. Еще 78 домов находится в строительстве: 9 из них строит город, 69 – инвесторы.

– На каком этапе находится программа сноса ветхих пятиэтажек?
– Программа реализуется полным ходом. Основной объем сноса планируем завершить до конца будущего года, небольшая часть домов перейдет на начало 2018 года. Напомню, что когда мы только начинали программу сноса, в плане было прописано под снос 1722 пятиэтажки первого периода индустриального домостроения. А на сегодняшний день из этого объема снесено 1637, то есть программу мы выполнили на 95%. По состоянию на январь 2016 года было переселено порядка 160 тысяч семей, улучшивших свои жилищные условия.
Программой предусмотрено строительство еще 2,065 млн кв. метров жилой недвижимости для обеспечения комфортным современным жильем еще порядка 9 тысяч семей из «сносимых» пятиэтажек до конца 2016 года и в течение 2017-го. Кстати, в Центральном, Южном, Юго-Восточном, Северном и Зеленоградском административных округах программа сноса ветхих пятиэтажек уже полностью завершена, и люди переехали в новые квартиры. В остальных округах Москвы на сегодняшний день осталось снести 84 дома.

– Сколько человек работают в строительной отрасли столицы? Достаточно ли такой численности для реализации масштабных задач, и как стройкомплекс помогает готовить кадры?
– В строительной отрасли столицы работает более миллиона человек. Думаю, эта внушительная цифра не нуждается в комментариях. Из них 36% – москвичи, 52% – жители Подмосковья и других российских регионов и 12% – граждане зарубежных стран. В целом квалифицированных кадров хватает, но, учитывая огромный потенциал и перспективы отрасли в нашем мегаполисе, конечно, мы заинтересованы в притоке квалифицированных кадров. Наш интенсивно развивающийся город нуждается в талантливых и инициативных специалистах, верных профессии строителя. И сегодня строительные специальности в вузах очень востребованы.
Стройкомплекс Москвы взаимодействует с 11 вузами строительного профиля и 7 колледжами Департамента образования города Москвы. Только в 2015 году в крупных строительных организациях столицы прошли практику около 1800 студентов, а 1200 выпускников были трудоустроены. Специалисты строительных вузов города выступают в качестве экспертов в работе комиссии Объединенного научного совета стройкомплекса Москвы. Флагманом нашей отрасли, безусловно, является Московский строительный университет, с которым у нас подписано соглашение о сотрудничестве.
Эффективность подготовки строительных кадров мы оцениваем как высокую. Так, в этом году в том же МГСУ 270 выпускников получили красные дипломы, и многие из них уже работают в крупных строительных организациях города. Молодые образованные кадры – это будущее нашей отрасли, наш самый главный капитал, ведь именно они будут дальше строить, развивать, улучшать, преображать, делать еще удобнее, комфортнее и красивее наш прекрасный город, один из самых лучших на Земле.