Владимир Креститель: начало новой цивилизации

В День народного единства и праздник Казанской иконы Божией Матери Владимир Путин и Патриарх Кирилл торжественно открыли памятник святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве. Инициатором его создания выступило Российское военно-историческое общество, которое организовало и провело конкурс на проект памятника и занималось сбором средств на его установку. Более тысячи лет назад, в 988 году, киевский князь Владимир Святославич принял христианство по греческому обряду и сделал его государственной религией Древнерусского государства.

 


 



 



ТЕКСТ: ЛЮДМИЛА ПОТАПОВА



В День народного единства и праздник Казанской иконы Божией Матери Владимир Путин и Патриарх Кирилл торжественно открыли памятник святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве. Инициатором его создания выступило Российское военно-историческое общество, которое организовало и провело конкурс на проект памятника и занималось сбором средств на его установку. Более тысячи лет назад, в 988 году, киевский князь Владимир Святославич принял христианство по греческому обряду и сделал его государственной религией Древнерусского государства.

Этот выбор предопределил цивилизационное развитие русского народа на многие годы вперед и любви к своему Отечеству. Автор памятника – скульптор, народный художник России Салават Щербаков. Он хорошо известен своими монументальными работами с явно выраженной патриотической идеей. Работа над памятником князю Владимиру, который по замыслу должен стать одним из символов России, стала важнейшим этапом в профессиональной карьере скульптора, вызовом, который он принял.



«Этот монумент – наше общее достояние, – говорит Салават Щербаков. – А мы, работая над ним, старались дорасти до понимания этого масштабного человека, его великой идеи. И делали это с огромной ответственностью. Князь Владимир определил все, что будет происходить с Россией на протяжении ее истории: не только веру, но и всю нашу культуру. Для тех, кто любит страну, ясно: невозможно переоценить сделанное им».



Исправление исторических ошибок



Решение об установке памятника Владимиру Крестителю было принято депутатами Московской городской Думы в феврале 2015 года. Предполагалось, что 25-метровый монумент весом 300 тонн появится на Воробьевых горах. Однако это решение вызвало протесты как москвичей, так и экспертов, после чего Российское военно-историческое общество (РВИО) вновь обратилось в Мосгордуму с просьбой подобрать для памятника другую площадку. Были предложения поставить его на Лубянской площади, в строящемся парке «Зарядье», неподалеку от храма Христа Спасителя, на площади Киевского вокзала, но нигде памятник не вписывался в панораму города.



Новое место его расположения – Боровицкая площадь – было выбрано жителями столицы в результате голосования на портале «Активный гражданин» и интернет-опроса, проведенного РВИО. Но поскольку площадь находится в буферной зоне Московского Кремля и Красной площади, которые являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, потребовалось уменьшить размеры памятника и благоустроить окружающую территорию. Первоначально планировалось открыть памятник 4 ноября 2015 года, в год 1000-летия смерти князя Владимира, но в связи с изменившимися обстоятельствами год назад был только заложен камень в его основание, который освятил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.



Выступая на торжественной церемонии закладки камня, мэр Москвы Сергей Собянин назвал это событие знаковым для Москвы: «Во многих городах России в разное время были возведены памятники, посвященные святому князю Владимиру и Крещению Руси. В Москве такого памятника, к сожалению, возведено не было. И сегодня мы исправляем эту историческую ошибку. Для москвичей не было вопроса ставить памятник или нет. Но был вопрос, где, в каком знаковом историческом месте его возвести. Шли большие дебаты среди общества, экспертных групп, граждан Москвы. В конечном итоге все решилось народным голосованием, которое проводилось на форуме военно-исторического общества и в системе «Активный гражданин». Большинство горожан и россиян высказались за то, чтобы поставить этот памятник на Боровицком холме. Надеюсь, что одновременно с возведением памятника здесь будет создано качественное общественное пространство. Сюда будут приходить сотни и тысячи москвичей и гостей столицы».



Проект благоустройства Боровицкой площади был представлен в апреле 2016 года. Отмечая достоинства победившей концепции бюро AI Architects, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов сказал, что «Боровицкая площадь является важным объектом программы мэра Москвы по благоустройству столицы. Сегодня ведется активная работа в рамках программы «Моя улица», идет развитие всего Кремлевского кольца, где есть ряд знаковых проектов – таких, как парк Зарядье. Концепция, которую мы представляли в ЮНЕСКО, была посвящена не только Боровицкой площади, а развитию всех общественных пространств вокруг Кремля. Принятый проект – это такая аллюзия, которая отсылает нас

к истории с крещением Руси. Вокруг монумента будто течет вода: каменные ступени по задумке архитекторов, символизируют расходящиеся по воде круги от упавшей капли воды».



Работы по благоустройству Боровицкой площади и Кремлевской набережной начались в июне и продлились до октября, а на установку собственно монумента ушло около недели. В ночь на 16 октября памятник доставили из Химок, где он отливался на литейном заводе. Вес монумента 60 тонн, поэтому перевозился он частями: сама фигура князя, правая рука и крест. Для транспортировки, которая осуществлялась в ночное время, был собран специальный металлический каркас, учитывая возможные препятствия. Сборка началась сразу же по прибытии частей монумента, и еще несколько дней ушло на обработку сварочных швов, на которые наносилось специальное напыление для защиты от коррозии.



Фигура князя установлена на постаменте, к которому ведут гранитные ступени как символ воды для совершения таинства Крещения. За спиной – три рельефа, на которых отображена история Крещения Руси. Высота памятника вместе с постаментом составляет около 18 метров, а самой фигуры с поднятой рукой и крестом – порядка 15 метров.



По словам скульптора Салавата Щербакова, «работа была достаточно сложной, потому что тема очень значима с исторической точки зрения, а сам памятник важен как объект архитектуры. Но изначально работа проводилась не художниками и скульпторами: ставилась задача вспомнить свою историю, забытые этапы. Князь Владимир – духовный основатель нашей страны, которая существует тысячелетиями и прошла через труднейшие испытания».



В 1825 году император Александр I принял решение об установке памятного обелиска в Херсонесе, где в 988 году крестился киевский князь Владимир, и о создании храма. В 1874–1876 годах строительство Владимирского собора, выполненного в византийском стиле, было завершено. Это был один из самых больших храмов в России, который мог вместить до тысячи верующих. Во время войны он был разрушен и восстановлен только в начале 2000-х. Символично, что природный камень для памятника Владимиру в Москве привезли именно из Херсонеса, когда была исправлена еще одна историческая ошибка и Крым вернулся в состав России.



«Я познал истинного Бога!»



Великий киевский князь Владимир Святославич (ок. 960 – 1015 гг.) был первым, кто объединил под своей властью разрозненные восточные славянские племена. Он укреплял внутреннюю структуру государства, подчиняя ее единой централизованной власти. Как свидетельствуют сохранившиеся документальные источники, князь был человеком далеко неоднозначным – сначала языческим воителем, а затем праведным христианином. Но его роль в истории состоит именно в том, что он создал на Руси христианское государство.



Легенды и летописи свидетельствуют, что «выбор веры» Владимиром произошел не сразу. К нему вызывались проповедники ислама, иудаизма, католицизма, но на совете бояр Владимир принял решение о крещении «по закону греческому». Большинство европейских государств к тому времени уже приняли христианство и относились к остальным странам, где еще поклонялись языческим богам, свысока. Принятие христианства было необходимо, чтобы встать с ними вровень.



Сделав свой выбор в пользу православия, князь, тем не менее, отправил в Константинополь десять уважаемых людей, чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная. Мудрецов поразила Константинопольская София – великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения.



К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе». Окончательное решение креститься Владимир принял, когда вел переговоры с византийскими императорами Василием и Константином о браке с их сестрой царевной Анной взамен на военную помощь. Он захватил Корсунь (Херсонес), где и принял крещение с именем Василий и женился на Анне. По преданию, выйдя из купели, он, до этого ненадолго ослепший, прозрел и воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!».



Вернувшись в Киев, князь приказал разрушить возведенное им же капище с языческими идолами. Всем киевлянам было велено собраться у впадения в Днепр речки Почайны. Там греческие священники из Херсонеса крестили народ – прямо в речных водах. Киевляне оплакивали низвергнутого Перуна, но крестились без сопротивления. То же происходило по всей территории Руси. Для славян-язычников князь был высшим авторитетом в религиозных делах…



После принятия христианства на Русь прибыли священники и учителя византийцы и болгары, среди которых были и те, кто учился на Святой горе Афон. Они обучали людей грамоте и различным искусствам, и зачастую происходило это насильственно. Детей забирали из семей и отдавали в «обучение книжное», а матери плакали о них «как о мертвых». Но уже через поколение на Руси выросли замечательные мастера слова и знатоки литературы.



Крещение Руси стало поворотным пунктом в истории народа. Христианство глубоко проникло в души и сердца русских людей, сформировало культуру, которая пронизана православным духом.



В памяти народа князь Владимир сохранился как «Владимир Красно Солнышко». Безусловно, этот былинный образ нельзя в полной мере отнести к нему как к исторической личности, тем не менее в нем угадываются отдельные черты князя. Он глава русских богатырей, но сам не богатырь, а только пользуется их услугами, не желая рисковать собственной жизнью. Князь может быть ласковым как теплые весенние лучи, а может быть грозным как палящий зной.



Как считают исследователи, Русская православная церковь причислила Владимира, Крестителя Руси, к лику святых во второй половине XIII века. А ключевым событием его церковного почитания стали торжества по случаю 900-летия Крещения Руси в 1888 году. Тогда же были построены несколько Владимирских храмов, например, Владимирский собор в Киеве. Церковь прославляет князя Владимира в лике святых как равноапостольного, то есть святого, который своей жизнью послужил проповеди Евангелия, распространению христианской веры. Память святого равноапостольного князя Владимира празднуется в день его смерти – 28 июля

(15 июля по старому стилю).



В 2015 году в России прошли многочисленные торжественные мероприятия, посвященные 1000-летию его преставления, которые начались с Рождественских чтений в январе и закончились в декабре. Ни один праздник, посвященный исторической личности, не отмечался столь масштабно. Состоялось множество научных конференций, симпозиумов, включая выставку в Государственном Историческом музее, где было представлено единственное прижизненное изображение князя Владимира на двух золотых монетах, отчеканенных при его жизни.



Важнейшим событием стало и открытие восстановленного Московского епархиального дома в Лиховом переулке. Именно в этом здании в 1917–1918 годах на Поместном Соборе Русской Православной Церкви было принято постановление о восстановлении Патриаршества в России. Теперь в нем размещается Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, крупнейшее учебное заведение, где обучаются более пяти тысяч человек. А также это единственный большой храм Святого Равноапостольного князя Владимира в Москве.



«Это большое, значимое событие и для Москвы, и для всей нашей страны, и для всех российских соотечественников. Символично, что оно проходит в День народного единства и именно здесь, в центре столицы, у стен древнего Кремля, в самом сердце России. Новый памятник – дань уважения нашему выдающемуся предку, особо почитаемому святому, государственному деятелю и воину, духовному основателю государства Российского.



Князь Владимир навсегда вошел в историю как собиратель и защитник русских земель, как дальновидный политик, созидавший основы сильного, единого, централизованного государства, объединившего в результате в одну огромную семью равные между собой народы, языки, культуры и религии. Его эпоха знала немало свершений, и важнейшим, определяющим, конечно, ключевым из них было крещение Руси. Этот выбор стал общим духовным истоком для народов России, Белоруссии, Украины, заложил нравственные, ценностные основы, которые определяют нашу жизнь и поныне.



Именно прочная нравственная опора, сплоченность и единение помогали нашим предкам преодолевать трудности, жить и побеждать во славу Отечества, из поколения в поколение укреплять его мощь и величие.



И сегодня наш долг – вместе противостоять современным вызовам и угрозам, опираясь на духовные заветы, на бесценные традиции единства и согласия, идти вперед, обеспечивая преемственность нашей тысячелетней истории».



Из выступления Президента России

Владимира Путина на торжественной

церемонии открытия памятника

святому равноапостольному

великому князю Владимиру,

4 ноября 2016 года



 



 



«Сегодня мы живем в мире, где размываются истины. Культ, последователями которого многие, сами того не зная, являются, – это относительность истины, это квазирелигия современности: все имеет право на существование, потому что, собственно, незыблемой и вечной истины не существует. Если бы Владимир думал так же, он никогда не сделал бы свой выбор. Он остался бы язычником или стал бы христианином лично, на личностном уровне, но не крестил бы Русь. Тогда не было бы ни Руси, ни России, ни Российской православной державы, ни великой Российской империи, ни современной России.



Но он искал не пышное богослужение или душевный комфорт, который нередко дает религия. Он искал Истину с большой буквы, нашел и полюбил образ Христа и в Святом Крещении познал Его как Свет, Истину и Жизнь.



Он не побоялся резко изменить направление развития общества, потому что любил народ и верил, что его поймут и за ним пойдут. Он не пытался просчитать все риски и опасности смены веры, потому что для него это было не тактическое или стратегическое решение, а стяжание истины навсегда – для себя и для своего народа.



Памятник князю Владимиру – это символ единства всех народов, отцом которых он является, а это народы исторической Руси, ныне проживающие в границах многих государств. Памятник отцу может быть везде, где живут его дети, в этом нет никакого противоречия. Но плохо, если дети забывают, что у них один отец».



Из Слова Святейшего Патриарха Кирилла

на торжественной церемонии открытия памятника святому равноапостольному

великому князю Владимиру,

4 ноября 2016 года