Владимир Черников: летом в Москве скучно не будет

Туристическая привлекательность Москвы растет с каждым годом. Многочисленные российские и иностранные туристы приезжают сюда не только, чтобы полюбоваться достопримечательностями, но и окунуться в удивительную атмосферу городских фестивалей, которые теперь проводятся с завидной регулярностью. Эти яркие мероприятия привлекают миллионы людей своим размахом и новизной, возможностью хорошо отдохнуть, а также самим поучаствовать в мастер-классах и различных представлениях. О туристическом потенциале столицы наш корреспондент беседует с Владимиром Черниковым, руководителем Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы


БЕСЕДОВАЛА: ЛЮДМИЛА ПОТАПОВА



– Владимир Васильевич, начался летний туристический сезон, какой поток туристов ожидается в этом году? Каковы оценки и прогнозы?



– Ни для кого не секрет, что традиционно самые «горячие» туристические месяцы в Москве, так называемый «высокий сезон» для столичной индустрии гостеприимства, – это летние месяцы с июня по август. Однако в последние годы в Москве появились и другие «туристические пики», чему способствует развитие в столице такого набирающего популярность направления, как событийный туризм. Думаю, что вы знаете, что за последние два года значительно возросло число гостей в дни проведения фестиваля «Путешествие в Рождество», когда площади и улицы Москвы превращают в настоящую зимнюю сказку. В этом году праздничные мероприятия посетили более

10 млн человек, в числе которых было 4 млн туристов, которые приезжали в Москву именно с этой целью.



В мае повышенный интерес вызывает празднование Дня Победы и весенние столичные ярмарки и фестивали, а в нынешнем году этот весенний месяц был ознаменован проведением матчей чемпионата мира по хоккею, для участия в которых в Москву прибыли не только спортивные делегации со всего мира, но и преданные болельщики. Пика посещаемости иностранных туристов мы ожидаем в летний период 2017–2018 годов – когда будут проходить матчи Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу. Что касается 2016 года, то в целом по его итогам мы ожидаем порядка 17,5 млн туристов.



– Какие виды туров наиболее востребованы туристами: коллективные или индивидуальные, с насыщенной культурной программой или просто обзорные? Увеличивается ли число «самостоятельных туристов»?



– Конечно, наибольшей популярностью продолжают пользоваться коллективные туры выходного дня, включающие в себя обзорные экскурсии. Это наиболее бюджетный способ в короткий срок ознакомиться с основными достопримечательностями российской столицы. У организованных туристов из-за рубежа более обширная программа, которая зачастую включает помимо Москвы также посещение и других российских регионов. К примеру, традиционно большим спросом пользуются комбинированные туры Москва – Санкт-Петербург, когда они могут за время одной поездки познакомиться с достопримечательностями сразу двух столиц.



Среди тех, кто приезжает к нам в составе туристических групп, также самые востребованные экскурсии – обзорные, но любой турист может вносить изменения в программу пребывания и самостоятельно. Сейчас это сделать несложно – сеть Интернет и современные мобильные приложения позволяют выбрать интересные события любой направленности и проложить свой собственный маршрут.



Не стоит забывать, что современный туристический тренд – это так называемые «самостоятельные туристы», то есть путешественники, предпочитающие планировать свой отдых без привлечения туристических агентств, в том числе и культурную программу. И таковых в Москве немало – как россиян, так и гостей из-за рубежа, и их число постоянно растет. С развитием новых технологий такой вид отдыха стал доступен для широкой аудитории.



Инфраструктура Москвы, особенно индустрия гостеприимства, динамично реагирует на изменение мировых трендов. Москва уже несколько лет подряд удерживает хорошие позиции в мировых рейтингах доступных туристических мировых столиц. В частности, по итогам 2015 года Москва занимала 19-е место среди 56 европейских городов в рейтинге Backpacker Index – рейтинге городов, подходящих для так называемого «отдыха с рюкзаком», опережая такие города, как Таллин, Лиссабон, Афины, Мадрид, Берлин, Барселона и другие.



– Как вы уже отметили, сегодня очень популярен событийный туризм. Какие городские мероприятия будут наиболее интересны туристам этим летом? Что больше привлекает российский туристов, а что – иностранных?



– Московский событийный календарь еще находится в стадии формирования. В отличие от многих зарубежных дестинаций с многолетними, порой многовековыми традициями событийных мероприятий Москва еще только начинает развивать свой событийный ряд. Но, несмотря на молодость, российские столичные мероприятия уже пользуются заслуженной популярностью. Пока что наибольший интерес к московским мероприятиям проявляют туристы из российских регионов, что вполне объяснимо, так как именно наши «внутренние» туристы составляют порядка 75% общего турпотока в Москву. Но с ростом узнаваемости московских фестивалей, а также в целом с ростом популярности Москвы в мире, растет и число иностранных туристов, в том числе на событийных мероприятиях.



Из наиболее значимых событий этого лета, конечно, прежде всего выделяется ежегодный фестиваль «Времена и эпохи». В этом году он посвящен эпохе Древней Руси и традиционно прошел в музее-заповеднике «Коломенское», где состоялось грандиозное сражение «Битва тысячи мечей». Это было потрясающе! В создании атмосферы средневековья участвовали 2,5 тысячи реконструкторов из 15 стран мира. Хочу отметить, что это масштабное мероприятие проводится с 2011 года, и каждый раз мы готовим абсолютно новую программу, посвященную новой исторической эпохе. Те туристы, которые приезжают на фестиваль, вход на который открыт для всех желающих, получают возможность ознакомиться с одной из основных московских достопримечательностей, и совершить путешествие в историю России.



В августе туристы смогут воочию увидеть, как создаются произведения народного творчества, услышать русские песни на фестивале славянского искусства «Русское поле», отведать традиционные российские сладости на фестивале «Московское варенье». Так что, лето в Москве не будет скучным, а осенью вновь состоится «Круг света», пожалуй, самое красочное мероприятие, которое не перестает нас всех удивлять.



– В последние годы в Москве многое сделано для развития информационной составляющей для туристов – это и средства навигации, и объявления на английском языке, и т.д. Что еще планируется сделать в этом направлении с использованием возможностей высоких технологий?



– Пожалуй, торжество высоких технологий в сфере московского гостеприимства мы сможем наблюдать уже в следующем, 2017 году, когда для посещения будет открыт парк «Зарядье». Здесь развернется флагманский мультимедийный туристический центр (ТИЦ), в работе которого будут задействованы самые последние достижения в сфере туристической навигации. Кроме того, планируется открытие новых ТИЦ в храме Христа Спасителя, на ВДНХ и в музее-заповеднике «Царицыно». В планах также совершенствование работы московского туристического портала и его интеграция с мобильным приложением. Продолжится и работа над совершенствованием туристической навигации, так сказать, «офф-лайн», то есть в метрополитене, на железнодорожных вокзалах, а также продолжается реализация программы замены уличных указателей на указатели нового образца.



– Гостиницы каких категорий наиболее востребованы в Москве? Насколько они заполняются летом?



– Могу сказать, что гостиницы всех категорий на дефицит постояльцев не жалуются. В связи с колебаниями на валютном рынке, к примеру, гостиницы класса «люкс» стали более доступны для иностранных туристов, предпочитающих комфортное размещение высокого класса. Потребности в размещении растущего потока «бюджетных» туристов в полной мере удовлетворяют московские хостелы, гостиницы уровня от 1 до 3 звезд. Причем стоит отметить положительную тенденцию – на гостиничном рынке начали появляться высококачественные хостелы, расположенные в отдельно стоящих зданиях, соответствующие всем законодательным нормам, а по уровню комфорта близкие скорее к «звездным» гостиницам, чем просто к местам для ночевки. Эта рыночная ниша становится все более цивилизованной. И, разумеется, летом, когда в столице «высокий» туристический сезон, все московские гостиницы востребованы туристами.



Хочу подчеркнуть, что туризм в Москве – в основном культурно-познавательный, но также велика доля шопинг-туристов, туристов, прибывающих с медицинскими целями и т.д. Но в отличие от санаторно-курортного отдыха «высокий сезон» в Москве не характеризуется такими пиковыми нагрузками, как в курортных приморских городах. То есть загрузка гостиниц в сезон новогодних праздников, в летний период, в период проведения фестиваля света – выше, чем в менее популярные месяцы, но не стоит забывать, что Москва по-прежнему удерживает пальму первенства в сфере делового туризма, мероприятия которого проходят в столице в течение всего года. Таким образом, в целом загрузка гостиниц в Москве достаточно равномерна в течение года. По итогам 2016 года она составляла около 68%, что несколько выше, чем загрузка гостиниц в Санкт-Петербурге.



– Будет ли возглавляемый вами департамент участвовать в Урбан-форуме, который откроется в Москве в конце июня? Какие проекты вы будете представлять?



– Нашим департаментом на Урбан-форуме будет организована экспозиция. В рамках стенда мы продемонстрируем туристический потенциал города Москвы, основные столичные событийные мероприятия, такие как ежегодный исторический фестиваль «Времена и эпохи», фестиваль «Путешествие в Рождество», Международный московский фестиваль «Круг света» и другие масштабные общегородские фестивали. На стенде будут использованы две инновационные технологии – системы формирования голографического изображения

и системы цифровых плакатов, что позволит продемонстрировать в рамках форума возможности 3D-мэппинга.

А также департамент примет участие в деловой программе форума.